Женские журналы в России: окончательное решение вопроса

Женские журналы в России: окончательное решение вопроса

Это окончаниение серии, которая начинается с «Женские журналы в России: начало» и продолжается «Женские журналы в России: расцвет»

К 1860-м годам для развития женских журналов сложилась самая благоприятная обстановка. Главные ошибки были учтены, техника развилась достаточно, чтобы любому человеку с небольшим капиталом можно было открыть собственное издательство. В том числе и женщинам, которые до этого были только аудиторией, но не создателями газет и журналов. Параллельно шло развитие капитализма и идей социального прогресса. Все покупалось, продавалось, на всем делались деньги. Наступила удивительная эпоха.

Новому витку развития прессы для женщин способствовали наши любимые Великие реформы. Они дали коммерческой прессе право печатать рекламу, что дало ей огромные возможности и сделало такой, какой мы ее знаем теперь. Напомним читателю, что заказные статьи и нативная реклама были придуманы очень давно. И уж в женских журналах рекламщикам было где разгуляться. Рекламировали не только модную одежду: любые полезные вещи и безделушки, на которые женщина могла потратить свои рубли.

Объекты рекламы менялись в зависимости от тематики журнала. А тематик стало много. Журналы стали охватывать широкую женскую аудиторию и неминуемо разделились. Прежде всего — по уровню образования и роду занятий. В целом, среди них можно выделить три типа.

Первый тип отличался культурно-просветительской направленностью. Наполнение таких журналов составляли материалы по вопросам литературы, истории, философии — все это отражало интересы узкой на тот момент образованной прослойки женского населения, что придавало журналам элитарный характер.

Второй тип изданий был ориентирован на более массовую аудиторию и предлагал, соответственно, иной набор тем: семейные, личные интересы женщин. В таких журналах как «Русская хозяйка», «Новый русский базар», «Модный свет», «Моды и рукоделия», «На помощь матерям», помещали советы по ведению домашнего хозяйства, выкройки, рекомендации по всяким чисто женским занятиям того времени. К практическим материалам добавляли развлекательные — что заметно сказывалось на продажах. При прочих равных популярнее были те журналы, которые оформлялись красивее и лучше развлекали.

Кроме того, массовая печать для женщин ориентировалась на решение профессиональных задач. Во второй половине XIX в. выпускаются новые журналы, адресованные профильным группам: «Вестник моды для портних», «Модный курьер», «Модистка», «Акушерка».

Градация по возрасту тоже присутствовала. Журналов для подростков современного типа еще не могло существовать. Любые издания для младших поколений имели целью прежде всего хорошее воспитание и помощь в учебе.

Как мы уже сказали выше, Россию не обошли стороной идеи прогресса. Освободительные реформы Александра II изменили общество. Его образованная часть стала активно обсуждать, что теперь делать с огромным народом, которому даны новые личные права. Разумеется, прежде всего внимание тех, кого это заботило, было обращено на прекрасную половину образованного и относительно образованного общества. Но простых женщин тоже не обходили. С ними уже можно было общаться через те самые профессиональные журналы для швей и прочих. Кроме того, некоторые обращали внимание на то, что женщина в простой семье играет большую роль, чем в знатной и образованной. У нее больше полномочий, ее голос важнее, а в случае смерти мужа она может почти полностью занять его место. Этими фактами восхищались, удивлялись им, но как применить к высшим классам, никто не знал — очевидно, что это было невозможно. Подсунуть журнал крестьянке тоже было нельзя — все нужные знания женщина в традиционной семье получала от свекрови. Благодаря такой самостоятельности и произошла удачная консервация нравов большей части народа.

В связи с упомянутыми движениями мысли, появился еще один тип изданий. Они поднимали так называемый «женский вопрос» и ратовали за женскую эмансипацию. Причем, начиная с 1860-х женщины постепенно берут управление в свои руки: становятся издателями и редакторами. Пионеркой среди них была Анна Мессарош, происходившая из дворянского рода Фан-дер-Флит. Несмотря на хорошую родословную, она стала основательницей самого левого издания в стране на тот момент — журнала «Женский вестник». Она и ее муж поставили перед собой совершенно иную цель, нежели воспитание, образование или помощь по хозяйству. А именно: «Разумную, систематическую пропаганду путем печатного слова». Журнал не замыкался на чисто женской аудитории. Его редакторы утверждали, что женский вопрос касается всех, и старались освещать широкий круг тем. Вполне ожидаемо такой общественно и политически активный орган был скоро закрыт, просуществовав всего два года, с 1866 по 1868.

За «Женским вестником» последовали другие. В этих журналах изменился тон обращения к читательницам, а нравоучения сползли по политическому компасу в левый угол. Моды и традиционные женские штучки из них пропали. Контент был образовательно-развлекательный, сдобренный идеологией. Но в отличие от «обычных» левых, женские журналы по большей части призывали не к революции, а к мирному преобразованию политической системы и общества путем реформ. Что не исключает участия многих сотрудниц издательских коллективов в радикальных движениях. Аккуратные в печатном слове, они вдохновлялись знаменитыми иностранными суфражистками с самыми сомнительными биографиями.

Революцию 1905 года женские прогрессивные журналы тоже не обошли вниманием. Воспользовавшись свободой от цензуры, они вместе с остальными писали о «кровавых ужасах и насилии», от которых страдают женщины, чьи мужья, сыновья и братья  гибнут на баррикадах.

Несмотря на относительно мирный тон, общество видело в этих журналах в первую очередь органы левой пропаганды в целях переустройства общества под «утопию равных». В равенство мало кто по-настоящему верил, над суфражистками смеялись, считали их странными дурнушками, которые хотят нарядить всех женщин в мужское и заставить выполнять мужские роли. Поэтому, когда закрывали очередной журнал, перешедший рамки дозволенного — особого возмущения в обществе не наблюдалось. Впрочем, не было и возражений против их существования. «Женский вестник», возродившийся в 1906 и закрытый большевиками в 1917, был самым долгоживущим в своей нише и не показывал падения спроса.

Хотя мы используем такие слова как «радикальное движение», надо сказать, что радикальным оно было только для своих современников. Сегодня значительная часть вопросов из старых женских левых изданий — это социальная норма. Да и даже тогда им навстречу шло и общество, и даже правительство. Например, многочисленные прошения читательниц об открытии курсов для женщин при университетах, а также допущения женщин к мужским курсам постепенно удовлетворялись всё чаще и чаще. В некоторых сферах левые и правые вообще отлично сходились. Например, подавляющее большинство сторонниц и сторонников решения женского вопроса выступали против проституции. Даже если у них было не совсем консервативное мнение о том, как можно распоряжаться собственным телом — условия жизни и работы проституток того времени, эксплуатация детей в публичных домах и буквальная торговля ими вызывали ужас и гнев людей с любыми убеждениями.

И все же, эстетически образ «новой женщины» отталкивал и смешил. В журналах и на открытках печатали многочисленные карикатуры на суфражисток, а их чрезмерное внимание ко внешним деталям высмеивалось. Эта фраза анонимного автора 1900-х выглядит так, будто сказана сегодня: «Всему естественно-научномыслящему меньшинству (мужчинам – прим. ред.), известно, что как скоро женщина наденет панталоны, мир обновится и заблистает счастьем».

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link