Женские журналы в России: расцвет

Женские журналы в России: расцвет

Итак, первый этап развития женской прессы подходил к концу. Литературные сборники с философией и нравоучениями не могли иметь успеха у широкой публики. В начале XIX века издатели вроде Новикова могли рассчитывать только на узкую аудиторию самых образованных женщин, у которых с воспитанием и так все было в порядке. Им не очень-то требовались идеи, поданные в печатной форме между стихами и редкими шутками про моду, которая занимала в журнале мало места и помещалась в самом конце.

Для привлечения массовой аудитории горожанок требовалось нечто иное. Помощь пришла с изобретательской стороны.

С 1810-х в типографиях начали распространяться печатные машины нового типа. Теперь оттиски делали не с прессов, а с цилиндров, что значительно увеличило производительность. Машины совершенствовались. В последующие 40 лет скорость печати выросла в несколько раз: с 2000 до 12 000 печатных листов в час.

Паровой типографский станок — такой стоял в лондонском издательстве «Таймс»

Но главной полезной фичей женских журналов, конечно, стала иллюстрация. В этом помогла новая технология тиражирования изображений — литография. Краску наносили на камень, а с него делали оттиск на бумаге. Такой способ позволял добиться полутонов, которые были невозможны в гравюре. Благодаря этому литография подходила для репродукции картин, тем более, что чуть позже научились делать цветную литографию.

Мастер делает оттиск с литографского камня

Новые станки удешевили и ускорили печать, новые техники печати картинок дали возможность создать журналы, близкие к таким, какими мы знаем их сейчас. Наконец, в руках издателей были все необходимые инструменты, чтобы заставить загореться глаза своих читательниц.

Вторая четверть XIX века изменила и редакционную политику. Теперь уже все печатали модные заметки. Правда, они чаще всего состояли исключительно из изображений. И ничего кроме. Только заголовок, названия деталей туалета, место происхождения. Никаких подробностей о материалах и выкроек. Никаких прогнозов на следующий сезон. Этого оказалось недостаточно, и со временем появились журналы, полностью посвященные моде.

В самом начале эти модные журналы разделились на типы. Одни нацелились на женщин, готовых изучать выкройки и шить самостоятельно. Кроме моды они давали советы по ведению хозяйства, закупок и прочих женских дел. Другие публиковали иностранные статьи с картинками о моде и только о ней. Некоторые даже ничего не переводили. Например, «Вестник парижских мод» выходил на французском и содержал подробные статьи как об актуальной моде, так и о ее истории.

Не стоит недооценивать женщин того времени на том лишь основании, что их образованная часть была сравнительно мала. Чрезмерная тяга издательств к картинкам тоже не шла на пользу продажам. «Листок для светских людей», выходящий в Санкт-Петербурге, в 1843 году пытался продать себя таким образом: «Наш листок выписывал картинки прямо из Парижа, картинки большого формата, исполненные с совершенством, отпечатанные на лучшей атласистой бумаге — одним словом, достойные быть вставленными в рамку, под стекло». Журнал метил в аристократическую аудиторию, которая не очень рвалась завешивать стены вырезками. В результате контент стали смещать в сторону юмористического, старая аудитория ушла, а новую привлечь не смогли, и «Листок» закрылся.

Одной из важнейших составляющих современного журнала, блога, ютюба, или тиктока тогда еще не было. Представьте себе: все перечисленные издания выходили без рекламы. Монополией на коммерческую рекламу в прессе обладали только государственные издательства и типографии. Поэтому возможности частных предпринимателей все еще были ограничены.

Итак, к середине XIX века рынок русской женской прессы окончательно сформировался. Любая желающая читать женщина могла найти то, что ей было нужно — по вкусу, интересам и социальному положению. Журналы культурно-просветительской направленности никуда не делись, зато теперь их дополнили чисто практические и развлекательные.

Впереди русскую прессу ждал новый сдвиг колоссальной силы и последствий — Великие реформы Александра II. Они дали нам свободу и поставили новые социальные вопросы.

Далее: Женские журналы в России: окончательное решение вопроса

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link