В конце 1770-х масону Николаю Ивановичу Новикову пришло в голову издавать женский журнал. Проект провалился, потому что журнал на пике популярности имел всего около полусотни читательниц. Так началась история русской женской прессы. Пока не очень старая, зато насыщенная интересными дизайнерскими подробностями и совершенно противоположными друг другу идеями.
На заре своего существования женские журналы не имели иллюстраций. Да, да, сложно представить. Дело было в конце XVIII века, когда иллюстрировать приходилось долго и дорого. Сначала создавался оригинал в металле, гравер переносил его на дерево, и с такой матрицы делали оттиски в типографии. Форматы тоже не способствовали богатому иллюстрированию. Книги в большинстве своем были довольно компактными, поэтому при всем желании на их страницах нельзя было разгуляться с картинками. Мы говорим «книги», потому что по конструкции журналы тогда не отличались от книг. Они были переплетены, имели твердую обложку и соответствующий ценник.
Так что первая волна женской периодики была текстовой, а её содержание — весьма предсказуемым: тщательно отобранная художественная литература (разумеется, ничего легкомысленного, французские любовные романы доставайте сами), нравоучение, а также домоводство во всем своем многообразии. Цель тех журналов была более воспитательной, чем развлекательной. Частично ими пытались компенсировать еще мало развитое, по сравнению с мужским, женское образование.
О модах старые журналы тоже писали. Во-первых, само слово «мода» использовалось в брендировании — например, у «Магазина английских, французских и немецких новых мод». Но упоминание мод было скорее приманкой, чтобы женщина прочла вразумительный материал на очередную тему. Сами же модные статьи состояли не из обзоров новинок, а из рассуждений о том, как мода влияет на умы и на общество. Часто это была сатира, в которой искусство красиво одеваться хоть и не высмеивалось, зато доставалось особо фанатичным модникам, модницам, и конечно провинциалам, до которых доходило далекое эхо столиц, от чего они так смешно себя вели.
Материал подавали в прозе и в стихах. Современному читателю язык журналов рубежа XVIII-XIX веков покажется пышным и тяжеловесным, но для современников он таким не был. Авторы выражались легко, разбавляли свою речь большим количеством шуток, просторечий и даже неким подобием «боярского языка», который был популярен в рунете нулевых. Чтобы показать комический характер наивного и набожного простого человека, его русский язык могли хорошенько приправить церковнославянизмами.
Несмотря на все старания издателей, первая волна женских журналов не произвела революции в женском воспитании и не принесла денег. Кому нужны журналы без картинок? Или хотя бы любовных романов. Но тех самых романов, которые так нравились девушкам, в благочестивых изданиях появиться никак не могло.
В XIX веке технологии печати стали развиваться активнее. Появилась новая техника печати изображений — литография, при помощи которой стало возможно печатать репродукции. Газетные полосы прирастали площадью, появились регулярные издания с иллюстрациями. Теперь о модах стало возможным не только рассказывать — их можно было показать. Первый шаг к бесконечному листанию ленты в инстаграме был сделан, но об этом мы поговорим во второй части.