Сверхспособности профессиональных геймеров

Сверхспособности профессиональных геймеров

Видеоигры могут способствовать развитию удивительных когнитивных способностей у профессиональных игроков.

Антон Зарезов перевел для нас текст Павле Маринковича


Чем профессиональные геймеры отличаются от обычных людей? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как работает мозг человека, в течение многих лет ежедневно по 8 и более часов играющего в компьютерные игры?

Возможно, вас ничуть не удивит то, что мозг профессионального игрока отличается от мозга обычного человека. Киберспорт стал очень массовым явлением, что дало учёным возможность лучше понять, как особенности работы мозга геймеров влияют на их результаты. Давайте обратимся к ряду примечательных примеров.

Первоклассные концентрация и внимание

Одной из наиболее выдающихся умственных способностей профессиональных игроков является способность концентрироваться. На первый взгляд, вам может показаться, что в этом нет ничего особенного, однако внимание является важнейшей основой для обеспечения интенсивной работы мозга во множестве областей (таких, как: обучение, память, планирование, упорядочивание мыслей, умение воспользоваться ситуацией).

Профессиональные геймеры могут эффективно определять, что именно в тот или иной момент требует повышенного внимания, и долгое время концентрироваться на этом, игнорируя остальные внешние раздражители. Эта способность даёт особое преимущество в шутерах от первого лица.

Исследователи с помощью технологии отслеживания взгляда сравнили игроков-любителей с профессиональными игроками. Оказалось, что у профессиональных геймеров взгляд был гораздо более сфокусированным. Профессионалы сосредоточивали свой взгляд на центре экрана и могли удерживать его в этой области в течение длительного периода времени.

А как насчёт обычных людей, как мы с вами? У игроков-любителей взгляд был куда более беспорядочный, постоянно скачущий с одной области экрана на другую. Они словно беспомощно оглядывались по сторонам, как бедная заблудшая овца. Их взгляд фокусировался только в момент отображения важного игрового события (например, убийства). Профессиональным игрокам не требуется настолько сильная стимуляция, чтобы сосредоточить своё внимание на одной точке.

Вот визуальное представление описанного выше:

Скриншот из статьи Esports Athletes and Players: A Comparative Study

У представителей каждой группы навыков свой рисунок взгляда, однако прослеживается чёткая зависимость: чем выше профессиональный уровень игрока, тем более он сосредоточен на центре экрана.

Авторы упомянутого выше исследования изучали движения глаз игроков в Counter-Strike: Global Offensive. Играя в этот шутер от первого лица, профессионалы, как правило, смотрели в центр монитора, при этом их внимание могло на короткое время переключаться на такие периферийные элементы игрового интерфейса, как радар/карта, панель здоровья и брони или панель оружия и боеприпасов.

Тета-ритм киберспортсменов – мозговые волны, связанные с напряжённым вниманием, – усиливается во время виртуальных поединков. Особенно это заметно в таких динамичных играх, как Counter-Strike, Fortnite, Call of Duty, Mortal Kombat, Tekken или Overwatch.

Сверхбыстрая обработка информации

Для многих причисление профессиональных киберспортсменов к спортивному сообществу выглядит нелогичным. Даже по внешнему виду между обычными и киберспортсменами мало общего. Но на самом деле внешность обманчива: ведущие киберспортсмены имеют время реакции схожее с таковым у пилотов истребителей. Они обладают выдающейся зрительно-моторной координацией.

Одним из последствий востребованности этого навыка в киберспортивной среде является то, что профессиональные геймеры, как правило, всё раньше и раньше покидают киберспорт, так как они больше не могут соответствовать растущим когнитивным и двигательным требованиям современных состязательных игр. Фактически одно из исследований показало, что скорость нашей реакции начинает постепенно уменьшаться в очень юном возрасте. Вы удивитесь, но, вероятно, уже в 24 года у вас не останется ни единого шанса на победу в высокоранговых киберспортивных турнирах. Вот так.

С возрастом зрительно-моторная координация требует всё больше и больше времени. Увеличение времени реакции на 150 миллисекунд приводит к накоплению 30 секунд задержки за 15-минутный бронзовый матч в StarCraft 2. Иными словами, возрастные игроки с подобным увеличенным временем реакции к концу матча отстают от своих младших коллег на 200 «циклов просмотра». По меркам киберспорта это гигантское отставание.

В документальном фильме National Geographic, посвящённом компьютерным играм, особо отмечены выдающиеся навыки корейских профессиональных геймеров. Так, например, авторы сравнили скорость реакции одного из чемпионов турниров по игре StarCraft Со Джи Хуна со скоростью реакции обычного человека. Выяснилось, что Со Джи Хун может нажимать на клавиши клавиатуры или компьютерной мыши 370 раз в минуту, в то время как обычному человеку редко удаётся сделать за это время более 100 нажатий.

Эта разница поражает. Неудивительно, что киберспортсмены завершают свою карьеру задолго до тридцатилетия.

© Фото : Федерация компьютерного спорта России

Способность эффективно выдерживать большие когнитивные нагрузки

Когда профессиональные геймеры сталкиваются со сложным игровым процессом, приводящим к снижению скорости реакции, лобные доли их мозга (отвечающие за сложные высокоуровневые когнитивные функции, такие как мышление, принятие решений и т. д.) не активизируются так сильно, как у обычных игроков.

Это свидетельствует о более экономном расходе когнитивных усилий профессиональными игроками: они тратят меньше энергии, задействуют меньше умственных усилий, чтобы оставаться сосредоточенным на решении действительно важных задач.

Они также с большей вероятностью будут быстро и безболезненно переключаться между разноплановыми задачами (например, выполнять внезапную смену тактики или управлять несколькими элементами игрового процесса одновременно).

Подобное сочетание скорости и умственной эффективности в полной мере проявляется, когда смотришь за игрой таких профессионалов, как легенда StarCraft 2 мирового класса Чой Сон Хун по прозвищу «сильный удар». Лаборатория спортивных наук ESPN тщательно изучила его показатели и сделала несколько удивительных открытий:

  • В стратегической игре в реальном времени StarCraft 2 в минуту он выполняет в среднем 316 действий, требующих быстрого переключения между задачами. Просто для сравнения: эта цифра означает, что он совершает осмысленные действия на 64% быстрее, чем обычный взрослый человек, печатающий текст на ноутбуке.
  • Его префронтальная кора остаётся довольно пассивной при выполнении сложных задач (таких, например, как атака противника с нескольких направлений). Эта область мозга контролирует нашу способность сосредотачиваться, предугадывать события, позволяет планировать будущие действия и управляет эмоциональными реакциями. Но именно в напряжённые моменты игры у Чой Сон Хуна она менее всего задействована. Снижение активности данной области мозга исследователи связали с состоянием потока у профессионального киберспортсмена, что помогает ему сосредоточить все свое внимание на одной конечной задаче, даже если приходится молниеносно, всего за 125 миллисекунд, переключается между промежуточными задачами (что занимает всего половину времени, которое потребуется вам, чтобы просто щелкнуть пальцами).

Улучшенная кратковременная память

Профессиональные геймеры отлично умеют сохранять в уме актуальную визуальную информацию в отсутствие внешних сигналов.

Природа кратковременной памяти заключается в том, что в тот или иной момент времени она может хранить ограниченный объём информации – обычно это примерно 7 отдельных «фрагментов» данных.

Однако профессиональные игроки более точно запоминают зрительные образы и способны с высокой точностью воссоздать их позже. Именно поэтому считается, что они могут хранить полученную информацию более эффективно, чем средний человек. Более быстрая реакция профессиональных игроков может быть частично связана с более эффективным использованием ими рабочей памяти (то есть кратковременной памяти). Другими словами, они могут лучше, чем обычные игроки, сохранять временную информацию, а также быстрее ориентироваться в ней и использовать её на практике.

Заключение

Мозг людей, посвятивших себя компьютерным играм и в течение многих лет усердно в них практиковавшихся, превращается в поистине мощный механизм. Мы только сейчас начинаем по-настоящему осознавать, что именно бесчисленные часы, проведённые за компьютерными играми, могут сделать с мозгом человека.
Профессиональный киберспортсмен за свою недолгую карьеру с большой долей вероятности разовьёт в себе следующие нерядовые способности:

  • Уровень его внимания достигнет состояния абсолютной концентрации на том или ином объекте, при этом все отвлекающие факторы будут отсекаться подчистую.
  • Скорость реакции станет сравнимой с лучшими пилотами истребителей, у которых она, в свою очередь, почти в 4 раза выше, чем у обычного человека.
  • Все испытываемые нагрузки и решаемые задачи потребуют меньших умственных усилий и позволят киберспортсмену оставаться максимально эффективными во время бесчисленных виртуальных схваток. Ему удастся обрести превосходный баланс между высокой концентрацией внимания и расслаблением, позволяющий играть с максимально возможной отдачей.
  • Киберспортсмен научится обрабатывать несколько потоков информации одновременно, моментально переключаться между разноплановыми задачами, лучше запоминать и извлекать из памяти информацию и в итоге более успешно работать с большими объёмами информации, чем обычные люди.

Хотя эта статья и посвящена именно профессиональным геймерам, стоит присмотреться к тому, какие знания, полученные при изучении работы мозга профессиональных игроков, могут найти применение в жизни обычных людей. Может быть мы можем использовать компьютерные игры в качестве терапии для восстановления или улучшения человеческого мозга?

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link