Никакой конспирологии

Никакой конспирологии

Во второй половине XIX века в России выходил журнал «Всемирная иллюстрация». Он не был посвящен иллюстрации, а рассказывал обо всем на свете, просто был щедро иллюстрирован. Русским показывали картинки.

Не только русским, разумеется. Издание появилось в подражание другим таким же, которые входили в Англии и других странах. Британским аналогом и прародителем русской «Иллюстры», то есть, пардон, «Иллюстрации», стали «Иллюстрированные лондонские новости». Это первый иллюстрированные еженедельник, ныне закрытый журнал, который был одним из самых покупаемых в викторианской Англии. Идея его появления состояла в том, что газеты с картинками продаются лучше, поэтому в каждом выпуске «Иллюстрированных лондонских новостей» их должно было быть не меньше трех десятков. Такое количество картинок — очень много по меркам 1840-х, когда «Новости» впервые вышли в свет. Иллюстрации тогда гравировали, что было трудозатратно и относительно медленно. Интересный факт: большой успех пришел к газете, когда в ней опубликовали снимки с полей Крымской войны, сделанные Марком Лемоном. Вы наверняка их видели: большое количество красивых постановочных фотографий офицеров и солдат. Они резко отличаются от военной фотографии, к которой мы привыкли по XX веку. У Лемона никто не бежит на врага со связкой гранат, не видно взрывов и мертвых тел. Только спокойные причесанные джентльмены в чистой одежде. Пришли порядок навести. Это картинка, которую люди показывали в первую очередь сами себе. 

«Иллюстрированные лондонские новости» считались консервативными. «Всемирная иллюстрация» конечно же была либеральной. 

Основателем русского иллюстрированного журнала был пруссак Герман Гоппе. У него уже имелся опыт в иллюстрированных изданиях — до «Всемирной иллюстрации» он успешно издавал женский журнал о модах с большим количеством картинок. На дворе были 1860-е, и уже никакая Екатерина не мешала масонам просвещать женщин. Ой, не поймите нас неправильно. Никакой конспирологии, мы просто вспомнили историю первого русского женского журнала. Великие реформы и свобода печати — тоже просто факт.

Концепция «Всемирной иллюстрации» была совершенно невинной, и в ней тоже нет места конспирологии. Это был… давайте скажем так, аналог современной ленты новостей. Или немного более архаично: нечто вроде глянцевого журнала 2000-х, но без скандальных историй жизни звезд и рассказов свингерских вечеринках. О звездах и их жизни тоже писали, но не в таком ключе — уровень журнала был повыше, и он был рассчитан на широкий семейный круг. В общем, лента с фильтром SFW. А еще с иллюстраторами уровня Айвазовского и Шишкина. Редакция аутсорсила большинство иллюстраций, ее собственный художественный отдел в основном курировал их деятельность. 

В общем журнал был отличный. Красивая обложка, иллюстрации, занимательные тексты. И фотографии. Фотографии, разумеется, тоже были. Вы ведь не удивитесь, что в издании иммигранта из пруссии публиковались снимки другого эмигранта — известнейшего фотографа Карла Фишера? Фишер приехал в Россию подобно многим другим немцам, в поисках работы на новом стремительно растущем рынке. Он не осел здесь, сохранив родное подданство. Кстати, совсем как семья другого видного российского фотографа британского происхождения. Карл Фишер быстро сориентировался на местности и принял участие в основании «Русского фотографического общества». Карьера его сложилась блестяще (совсем как у упомянутых выше британцев по фамилии Каррик). Он сотрудничал с Третьяковкой и снимал археологические экспонаты. Также стал официальным фотографом императорских театров, что снова сближает его с Карриками. Во время Первой мировой его ателье закрылось по той же причине, по которой закрылись немецкие бизнесы по всему миру. Он пытался получить русское подданство, но было поздно. В 1923 году, как раз после создания СССР, след Карла Фишера теряется. Человек пропал.

А что «Всемирная иллюстрация»? Она не пережила своего создателя. В 1885 году Умер Гоппе, вскоре умер и его журнал. Но энтертейнмент бессмертен. Издательство Гоппе оставило в наследие (уже советскому) читателю два очень известных бренда:

Не оставлять же русских без присмотра.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link