Каррики

Каррики

Наша рубрика названа в честь журнала, выходившего в эмиграции. «Иллюстра» — это отсылка к «Иллюстрированной России». Но вот беда, эмигранты находились далеко от России, которую изображали. Они изображали Родину по памяти, находясь в Париже и Берлине.

Пришло время немного поговорить о людях, которые иллюстрировали Россию, глядя ей в глаза. Они делали это не только для своих современников, но и для нас, чем нам помогли неоценимо. Без сегодняшних героев «Иллюстры» у нас бы не было многих приятных воспоминаний, а наше представление о собственной стране и народе было бы менее полным.

Семья Карриков связана с Россией как минимум с XVIII века. Они были британскими подданными шотландского происхождения. Торговали в России лесом и проводили в ней много времени, живя на две страны. В 1827 году родился Вильям. Он отошел от семейного дела, сначала отучившись в Императорской академии художеств в Петербурге, а после нее освоив фотографию в Эдинбурге.

По возвращении в Россию, в 1859 году Вильям Каррик открыл первое в стране фотоателье и собрал все сливки. Он был отличным фотографом, за портретами в ателье приходили князья, графы и даже наследник престола. Знаменитые клиенты делали рекламу, но основной доход Вильям получал с репродукций картин. Тогда это было еще новшеством. Фотография только начала массовое распространение, и ее воспринимали как конкурента живописи. Некоторым не нравилась сама идея фотографического восприятия картин. Но тем не менее их хорошо покупали. Один за другим к Каррику стали обращаться звездные художники.

Как водится, человек не всегда известен в истории тем же, чем был при жизни. Если в 1860-е какой-нибудь купец спешил заказать портрет у фотографа, который снимал самого цесаревича, — то для нас важно совсем другое. Знаменитая серия «Русские типы», запечатлевшая людей самых разных сословий и занятий в их настоящей повседневной и рабочей одежде, с вещами и инструментами, в интерьерах и на фоне городов и деревень. Этим Вильям Каррик несомненно оказал нам всем и нашим потомкам огромную услугу. Если кто и может претендовать на создание энциклопедии русской жизни (хотя бы визуальной), то это он.

У сына Вильяма — Валерия — была не менее интересная карьера. Он продолжил творческую линию отца, но не фотографировал, а рисовал шаржи и карикатуры. Его творчество пришлось на 1890–1910-е годы, и читатель, который помнит по нашим предыдущим выпускам, кого высмеивали и обличали карикатуристы того времени, уже должен представить себе судьбу этого человека до самого конца. Она была весьма стандартной, как и у многих его коллег. Сначала острая сатира, потом радость Февраля, за ней ужас Октября и эмиграция.

Но, как обычно, в истории с оппозиционными и революционными творцами самое интересное – это подробности. Подробности творчества Валерия Вильямовича пикантны и достойны среднего размера конспирологической повести. В начале этой статьи мы упомянули, что предки Карриков были подданными британской короны. Так вот, спустя поколения ничего не изменилось. Шотландцы Каррики рождались и умирали в России, продолжая хранить верность своим господам с далекого острова.

Сделаем робкое предположение, что эта деталь биографии Валерия имела значение для полиции и привлекала к нему внимание. Особенно когда он сатирически изображал думу в виде крокодила, глотающего либералов-птенцов. Или Толстого, сверху вниз глядевшего на Николая II. Эта карикатура вышла в 1908 году и наделал шума. Она не была оригинальной. Идея принадлежит французскому художнику Луи Морену, который в 1901 году изобразил великана Толстого в образе крестьянина рядом с лилипутом Николаем II в мантии. Толстой с его супер-популярными романами, специфической нравоучительной философией и самой настоящей личной сектой имел не только славу, но и авторитет. Он укорял то тех, то этих, призывал сложить оружие и упразднить тюрьмы. Царя же, напротив, винили во всех смертных грехах. Карикатуру Морена стали повторять. Но одно дело Франция, а другое — Россия сразу после революции. Помимо естественной послереволюционной реакции, ситуацию усугубило то, что карриковская картинка была напечатана не абы кем, а Manchester Guardian, теперь известным как The Guardian. Просто представьте, как подданный иностранного монарха, сидя в другой стране, делает на ее правителя шаржи и отправляет на свою историческую родину. Итог предсказуем — Валерий Каррик был арестован на два месяца.

При всех компрометирующих фактах после бегства от большевиков Валерий Каррик показал себя достойным сыном России. Он отправился жить в Норвегию, где русских эмигрантов практически не было. Иллюстрация и издание книжек в собственном оформлении позволяли ему вести вполне обеспеченную жизнь. Мы не упомянули ранее, но помимо карикатур Валерий Каррик иллюстрировал книги со сказками, которые еще будучи в России сам собирал и редактировал. Заметим, что, оставаясь британским подданным, он не вернулся на Родину предков. В скандинавское общество Валерий интегрироваться тоже не спешил. Напротив — он развел активную культурную деятельность и по мере сил содействовал сохранению русской культуры и самосознания в среде эмигрантов.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!