«Мадонна» лунного света

«Мадонна» лунного света

Советский Союз не мог предложить потребителю широкого ассортимента качественных вещей. Для этого у него были страны-сателлиты: Чехия, из которой везли стенки, Польша, снабжавшая косметикой, Германия, из командировок и с военной службы в которой в страну прибывали самые разные вещи. Иногда импорт появлялся и в магазинах, но современные любители свежих телефонов и игровых приставок вряд ли могут представить себе всю цепочку необходимых действий квеста «Добудь заграничный товар». Так что геймификацию у нас знают давно.

Одним из заграничных сокровищ, обладать которым желали многие хозяйки, был роскошный сервиз, прозванный «Мадонной». Именно прозванный, потому что оригинальные названия разных версий этого набора посуды из ГДР были другими и менялись в зависимости от предназначения. Использовались женские немецкие имена, например «Ульрика». Наборы выпускали на фабрике Оскара Шлегельмильха, национализированной в 1953 и закрытой в 1972 году.

Обычно Иллюстра рассказывает о дореволюционной культуре, но постоянный читатель уже знает, что мы легко переходим условную границу между Российской империей и СССР, если на то есть причины. Сегодня они очень веские. Мы собираемся в очередной раз рассмотреть феномен эротических табу и бытового отношения к ним. Как мы уже писали, раньше не было строже. Ренессанс позволил художникам свободно изображать обнаженную натуру. Иллюстраторы XIX века обращались то к пикантным сторонам дворцовой жизни века XVIII, то просто-напросто рисовали голых нимф, наложниц и тысячи других женщин, да и мужчин тоже. За ними последовали рекламщики. Достаточно было поместить девушку в восточный антураж, и уже можно было обнажить ей бедра и грудь. Про древних гречанок и римлянок уж и говорить не будем. Тем более про их божественный пантеон.

Так вот, «Мадонна». Она продолжает традицию фривольных сюжетов на бытовых предметах. Для начала давайте уточним: по наблюдениям, а также согласно небольшому рисёрчу автора этих строк, большинство владелиц прекрасного сервиза не может точно описать изображенные на нем сцены. «Девушки и ангелочек», «Девушки поймали купидона, который за ними подглядывал». И самое главное: «Там две девушки вроде собираются целоваться». Последнее довольно любопытно. Девушки действительно собираются — и не только целоваться, а делать все, что за этим следует. Семьдесят лет русские семьи, знаменитые своим непримиримым отношением к растлевающим западным идеям, любуются этими картинками. Достают сервиз в праздники. Или только на Новый год. И то ли не обращают внимания, то ли им все равно, потому что в данном контексте шалости нарисованных девушек воспринимают как допустимое. Даже весьма религиозные люди (за это я ручаюсь, но расспросить их, увы, уже не могу). Весьма вероятно играет роль и то, что это всего лишь рисунки.

Только пару раз в жизни автор слышал, как кто-нибудь открывает Америку: «А на „Мадонне“-то лесбиянки!». На этом обычно все заканчивалось. Ну лесбиянки и лесбиянки. Сервиз красивый, качественный и дорогой. Пусть и дальше стоит, нечего в него вглядываться.

Так что же там на самом деле нарисовано? Две девушки, готовые предаться ласкам — это нимфа Каллисто и… бог Юпитер. Каллисто состояла в свите Дианы — богини-девственницы. Диана покровительствовала животным, растениям, а также всяким женским штукам вроде родов — даром, что сама отказалась от этого дела. Каллисто, как и остальные спутницы Дианы, дала обет безбрачия. Обет можно было нарушить, но только предупредив свою госпожу заранее.

Юпитер возжелал Каллисто, но она ни в какую не поддавалась на его подкаты. Тогда он принял облик Дианы — и всё получилось (голосом Дугина: «Обратите внимание на лунарный символ на челе одной из женщин»).

Оказалось, что клуб невинных дев, как водится у греков с римлянами, не такой уж невинный. Миф умалчивает о том, в какой именно момент Юпитер явил свою — ну вы поняли — истинную природу, но по итогу свидания Каллисто забеременела и родила сына. Диана была в ярости, изгнала Каллисто из тусовки, а жена Юпитера Юнона превратила ее в медведицу. После чего бедняжка прожила так пятнадцать лет, пока чуть не погибла от руки собственного сына на охоте. В конце Юпитер отправил обоих на небо, где вы можете наблюдать их в виде созвездий Большой и Малой Медведицы в ближайшую ясную ночь.

Связанный «купидон», изображенный там же на тарелках — это действительно бог Купидон, который помогал Юпитеру и был наказан. Диана отняла у него лук со стрелами и изломала их.

Миф о соблазнении Каллисто был знаменит давно и популярен у художников. За образец рисунков на «Мадонне», по-видимому, взяли работы австрийской художницы XVIII века Анжелики Кауфман.

Как мы видим, даже в суровые советские времена, когда связь с «буржуазной культурой» старались разорвать по мере сил, она просто так нас не отпускала. Та самая античная тема, в которой многое было дозволено живописцам и плакатистам, продолжала жить за стеклами сервантов. Голые тела и нетрадиционные связи никого особенно не волновали, либо вообще оставались без внимания. Вероятно по той же причине, что и всегда — потому что относятся к сфере мифического. Тем более чужого мифического, давно несуществующего как часть живой культуры.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!