Топ-7 небезопасных рекламных идей

Топ-7 небезопасных рекламных идей

В девяностые и нулевые были очень популярны рекламные фестивали. Люди готовились к ним, специально создавали ролики «на приз» — совсем как большие режиссеры снимают кино под требования премии «Оскар». Рисовали нечто эдакое. Часто использовали довольно вульгарные эротические метафоры и все виды провокаций. Шутки на грани и эпатаж, конечно, появились вместе с самой рекламой, но тут маркетинговые отделы старались изо всех сил.

Так появилась масса реклам, которые теперь можно найти в тематических подборках, озаглавленных «самые откровенные», «самые странные» и так далее. С недавних пор к ним добавился еще один критерий отбора — риск получить повестку в суд или просто вылететь с работы за оскорбление. Папки в портфолио старых рекламных студий теперь выглядят так: «100 реклам шампуня, которые бы сейчас запретили», «Афиши из 90-х, за которые в 20-е вас заканселят», «В 1998 дизайнер выиграл за это гран-при, а в 2021 отправился бы в тюрьму».

Иллюстра помнит все харассменты, угнетения и империалистический шовинизм рекламной индустрии раннего капитализма. В этот черный для креативной индустрии день мы дарим вам подборку реклам из совсем далекого прошлого, которые в 2021 году не сошли бы с рук никому.

1. Смерть сапожникам
Слоганы с призывом к убийству людей по признаку профессии были довольно обычным делом. Их использовали для товаров, которые помогают справиться с проблемами самому — починить вещь или продлить срок ее службы. Плакаты, продающих кремы для обуви, часто предлагали покончить с ремесленниками, потому что теперь у вас есть чудодейственная вакса.

2. Дети пьют и курят
Это не только запрещено законом, но и вызвало бы у современной публики вполне разделяемое в редакции возмущение. Милая сцена с дедом и внуком спекулирует на теплых чувствах. Мать дает нездоровой дочери вина — импортная французская реклама, и даже тогда не в каждой стране бы до нее додумались. Катык откровенно заявляет: «Раз уж ваш сын курит, то пусть покупает хороший товар». Или можно было просто показать школьника, прикуривающего папироску.

3. Стихи про евреев
До революции и событий Второй мировой положение евреев в Европе сильно отличалось от современного. Значительная часть из них были «из простых» и зачастую довольно бедных людей. Рекламные стишки, подобные этому, были незлобными, но сегодня они могут нанести колоссальный урон.

4. Выставка экзотических женщин
Скандальна не столько сама реклама, сколько то, что она рекламирует. К чести организаторов, эта выставка — не один из тех человеческих зоопарков, которые можно видеть в старинных журналах. Это скорее выездная труппа артистов, которую рекламируют, завлекая мужчин экзотикой. Знаете, вроде девушек в венках из цветов, которые встречают туристов в аэропорту. Только эти сами приезжали к вам на родину. Единственная доставка, которую теперь уже не заказать.

5. Враг №1
Парадоксально, но во время русско-французской войны Наполеон считался героем, гением и дьяволом одновременно. Его ненавидели и старались ему подражать. При этом избавлялись от французских гувернеров, которых журнальная сатира сравнивала с еврейскими торговцами, порой даже в пользу последних. Тем не менее, к поверженному противнику относились с уважением. После войны в России выходили разные товары с изображением Наполеона и брендированные его именем. Это прекрасно сочеталось с имиджем победы 1812 года как главного национально-освободительного события века. Даже сегодня можно спокойно продавать торт Наполеон, и никто вам ничего не скажет. Но вряд ли современные кондитерские фабрики или парфюмерные марки захотят повторить трюк из XIX века и актуализировать рекламу, использовав даже не будем говорить, кого.

6. Откровенная эротика
Современные стереотипы о прошлом мешают верить своим глазам, но это факт. На старинной упаковке и плакате можно было увидеть обнаженную женщину. Важен был контекст и персонаж, но тем не менее — невозможное сегодня раньше было нормой. Поскольку в табачной рекламе использовались экзотические народы, сегодня мы получаем двойное табу. Так что рисуя woman of colour, вы рискуете раздуть международный скандал и потерять контракты. В России об этом все забудут через неделю, но двери западных агентств, скорее всего, будут для вас закрыты.

На всякий случай держите межрасовую пару с другой рекламы.

7. Петух
Совсем недавно в русской культуре эта птица символизировала только вспыльчивый характер. Горячих парней называли петухами. Не смейтесь, горячих не в том смысле. Выражение «петушатся» значило, что люди ведут себя заносчиво и задираются. Как бы ни кривил губы особо брезгливый читатель, сколько бы ни повторяли хорошо воспитанные дизайнеры, что жаргон тюремных камер — это не про нас, игнорировать его уже невозможно. В ближайшее время в России петух на рекламе сигарет будет передавать очень непотребное сообщение.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!