Дом-реклама на Мясницкой

Дом-реклама на Мясницкой

В Москве на улице Мясницкой стоит дом в стиле chinoiserie, или по-русски — китайщина. Очередной купеческий китч, игрушка европейца, увлекающегося таинственным востоком. Но с точки зрения «Иллюстры» это прежде всего образец брендирования и рекламная конструкция.

Дом принадлежал Сергею Васильевичу Перлову, одному из наследников чайной династии Перловых. Изначально он не выглядел так, как выглядит сейчас. В 1896 году на коронацию Николая II должен был приехать Ли Хунчжан — официальный представитель китайского богдыхана, который де-факто заведовал внешней политикой империи. Перлов в то время соперничал с чайной компанией своих племянников. Обе семьи желали, чтобы важный китаец остановился у них.

Для привлечения гостя Перлов устроил в своем особняке капитальный синоремонт. Он обратился к архитектору Карлу Гиппиусу, который переделал здание внутри и снаружи. Несмотря на подражательность, многие архитектурные элементы дома очень точно воспроизводят настоящую китайскую архитектуру, и в отличие от некоторых других представителей стиля, дом на Мясницкой выглядит весьма прилично.

Перлов потратил большие деньги и наверняка считал, что выгодные контракты у него уже в кармане. В то же время его племянники ограничились тем, что просто декорировали свою головную контору китайскими фонариками и гирляндами. Ли Хунчжан выбрал остановиться у них. Встретили его русскими хлебом-солью и за закрытыми дверями наверняка договорились о многом.

Сергей Васильевич проиграл бизнес-битву века, но его вложения не пропали зря. Чайный дом стал местом притяжения, одной из достопримечательностей и вместе с историей о дипломате работал как отличная реклама. Даже при советской власти в нем торговали чаем и он имел неофициальный статус магазина №2, сразу после Елисеевского гастронома. Девяностые здание пережило с трудом, но сейчас отреставрировано, и в нем можно по-прежнему купить чай.