Краткая история русских скаутов

История Плакаты

Численность молодёжного движения «Юнармия» должна достигнуть миллиона человек до конца 2021 года. Об этом заявил на днях замминистра обороны РФ. 

По своей сути «Юнармия» является наследником всеми любимой пионерии, которая существовала во времена, когда в России производилось самое вкусное мороженое в мире. 

Несмотря на то, что новая советская власть видела в ней скорее антипод юных разведчиков — пионерия являлась прямым наследником скаутов и была создана, чтобы их заменить. 

Такое «импортзамещение» — вещь не очень-то экзотическая, и существовала не только в России. Двадцатый век вообще выдался очень богатым на новые молодёжные организации, пришедшие на смену старым с целью «правильного» идеологического воспитания неокрепших умов. К таким суррогатам можно смело отнести не только пионеров, но и их ближайших коллег — Гитлерюгенд и Хунвейбинов. 

Однако все эти организации имеют один существенный недостаток: являясь по сути «фирмой-однодневкой», они могут перестать существовать в один день, когда сменится политический режим. Большая часть объединений, перечисленных выше, уже давно закрыта или забыта, но их первоначальный прародитель в лице скаутов существует и по сей день. 

Сегодня мы публикуем краткую историю русского скаутства, которое  ушло из России в 1920-х, но вернулось назад в 1991 — и прекрасно себя чувствует. 


«Будь готов!», – с кем ассоциируется у большинства это приветствие? Наверняка многие скажут: “С пионерами”. Но это не совсем так. Даже совсем не так.

Автор этих слов – британский военный, полковник Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов. «Be prepared!» – вот как изначально звучало (и по сей день звучит) это приветствие, переведённое впоследствии на все языки мира. Так кто же такие скауты?

Всё началось с того, что полковник британской армии Роберт Баден-Пауэлл, служивший в Индии и Афганистане, участвовавший в колониальных войнах в Африке, увлёкся изучением систем воспитания молодежи в самых разных странах, от античности до наших дней. Итогом стало написание книги «Скаутинг для мальчиков» («Scouting for boys») и возникновение первого лагеря скаутов на английском острове Браунси летом 1907-го года. Дети, собравшиеся в лагере, учились разводить костры, готовить еду, ориентироваться на местности, оказывать первую помощь. Первых скаутов обучали распознавать особенности окружающей местности в патруле, знать следы и поведение зверей и птиц. Различные военно-спортивные игры и состязания также были важной частью скаутского воспитания. Проводилась и теоретическая подготовка: Баден-Пауэлл прививал ребятам уважительное отношение к понятиям чести и долга, к законам страны и верности королю, к истории и географии Британской империи, её армии и флоту. Тогда же впервые были сформулированы скаутские законы. Они звучат так:

  • Чести скаута следует доверять.
  • Скаут верен.
  • Долг скаута быть полезным и помогать другим.
  • Скаут друг всем и брат каждому другому скауту.
  • Скаут вежлив.
  • Скаут друг животных.
  • Скаут без вопросов подчиняется наставлениям своих родителей, лидера патруля или скаутмастера (руководителя отдельной скаутской организации).
  • Скаут улыбается и насвистывает при любых трудностях.
  • Скаут бережлив.
  • Скаут чист в мыслях, словах и делах.

Изданная в 1908-м, год спустя после организации первого скаутского лагеря на Браунси, книга Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» сразу после выхода стала невероятно популярной не только в Англии, но и в других странах мира (достаточно сказать, что много позже она заняла четвёртое место в официальном списке мировых бестселлеров XX века). Баден-Пауэлл получал множество писем от читателей. За один только 1908-й год вся Англия покрылась сетью стихийно возникавших скаутских отрядов, год спустя уже сам король Эдуард VII лично принимал первый скаутский парад, а несколько позже предоставил скаутскому движению официальный статус. Эмблемой нового движения стал цветок лилии.

Следует отметить, что впоследствии скаутские отряды формировались не только из мальчиков (бойскаутов), но и из девочек (гёрлскаутов). Впрочем, и те, и другие носили определенную скаутскую униформу, и те самые галстуки, которые многие сейчас знают только как «пионерские».

Год спустя после издания в Англии книга Баден-Пауэлла была переведена на русский язык по личному указанию императора Николая II и издана в России под заглавием «Юный разведчик».

Но самое интересное, что именно в Российской империи скаутское движение возникло независимо от мирового и лишь потом «подхватило» общую тенденцию. И инициатором его возникновения стал именно Николай II. По его приказанию в январе 1908-го года, ровно тогда же, когда в Англии вышла книга «Скаутинг для мальчиков», начали создаваться «школы строя и гимнастики» для ребят. В историю вошло имя Антиоха Луцкевича, инспектора народных училищ в городе Бахмут Екатеринославской губернии (сейчас Донецкой области). В созданный им «Народный класс военного строя и гимнастики имени наследника цесаревича Алексея Николаевича» вошло сорок мальчиков. Строго говоря, скаутами они не были (о Баден-Пауэлле и его движении в России тогда не знали) и напоминали скорее «потешные полки» времён Петра I. Тем не менее, эти первые русские «скауты» уже в мае 1910-го года с деревянными ружьями наперевес прошли парадным строем перед императором в Царском Селе. Не лишним будет сказать, что впоследствии скаутом станет и сын Николая II, наследник российского престола цесаревич Алексей.

Некоторое время спустя после создания отряда Луцкевича по его примеру по всей Российской империи стали возникать подобные же кружки «юных разведчиков» – чаще всего именно так называли в России своих скаутов. Вот их уже можно было по праву называть последователями идей Роберта Баден-Пауэлла, их воспитание уже строилось на идеях его книги. Впрочем, одной лишь книгой Баден-Пауэлла дело в России не ограничивалось – о русском скаутском движении стали писать и в отечественных периодических изданиях. Так, учитель Василий Янчевецкий, основатель отрядов «юных разведчиков» из Санкт-Петербурга, с 1910-го года стал издавать журнал «Ученик», в котором скаутскому движению была посвящена целая рубрика – «Юный разведчик». Покровителем своего движения русские скауты избрали Святого Георгия Победоносца. Девиз русских скаутов звучал так: «Скаут верен Богу, царю и своему слову!».

Сам Баден-Пауэлл посетил Россию уже в декабре 1910-го года. Об этом узнали энтузиасты скаутского движения капитан Олег Пантюхов и уже упомянутый выше Василий Янчевецкий. Ценой многих усилий основатели отрядов «юных разведчиков» из Санкт-Петербурга добились встречи с Баден-Пауэллом. Контакт между основателем скаутского движения и двумя его русскими последователями установился очень быстро. Баден-Пауэлл был рад общению с Пантюховым и Янчевецким, пригласил их в гости в Англию для ознакомления с особенностями скаутской работы. Но основной целью его поездки была аудиенция у императора Николая II, который лично пригласил Роберта Баден-Пауэлла в Россию. Побывал Баден-Пауэлл и в Москве, где местными «юными разведчиками» в его честь был дан прием. В итоге у основателя скаутского движения так и не нашлось времени лично ознакомиться с практикой скаутских отрядов в России.

Олег Иванович Пантюхов

Скаутские отряды возникали по всей стране. Свой отряд в Москве основал штабс-ротмистр Григорий Захарченко, были отряды в Пскове, Вильно, Нарве, Пярну. Царство Польское (российская часть Польши) вообще стала едва ли не главным центром скаутизма в Российской империи. Свои отряды были в Варшаве (там издавался свой журнал «Скаут»), Лодзи, Люблине, Плоцке и других польских городах.

С началом в 1914-м году Первой мировой войны скаутское движение в России достигло пика своего развития. Все свои навыки, полученные и закрепленные в отрядах «юных разведчиков», русские скауты теперь использовали, помогая многочисленным раненым, возвращавшимся с фронта, беженцам с оккупированных территорий, включились они и в благотворительное движение в России.

Скаутские отряды Российской империи, до того разрозненные, стали объединяться, чему способствовала военная обстановка. В Петрограде было создано Общество содействия мальчикам-разведчикам «Русский Скаут», которое стало центром скаутского движения всей страны. Во время Первой мировой войны скаутские организации существовали в 24-х городах Российской Империи. В 1915-м году стал издаваться общероссийский скаутский журнал «Русский Скаут», а в Риге был открыт первый в России и в мире музей скаутизма. В конце того же года состоялся первый общероссийский скаутский съезд, у движения появился свой гимн «Русский скаут».

Отряды стали образовываться и по национальному признаку (литовские, эстонские, украинские, еврейские). Более того, некоторые отряды продолжали действовать даже на оккупированных немцами территориях. Даже Февральская революция 1917-го года не сильно изменила положение скаутского движения в России, лишь выведя отряды «юных разведчиков» из-под контроля властей. Впрочем, после октябрьского переворота 1917-го и начала Гражданской войны многое изменилось.

Революция. Война. Эмиграция.

В популярной в своё время книге советского детского писателя Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» несколько глав посвящено скаутам. Но изображены они там более чем карикатурно, с плохо скрываемой неприязнью. Описываемые в повести гимназисты, записавшиеся в скаутский отряд, «делали “добрые дела” таким манером: они ночью пробирались к какому-нибудь целехонькому палисаднику и ломали его. А утром те же ребята появлялись в роли благодетелей и с чинными великопостными рожами поправляли палисадник».

В конце концов один из новоиспеченных скаутов, посещая с отрядом музей трофеев, добытых на Первой мировой войне, покинул организацию, заявив: «Играйте в солдатики, кавалеры георгиевские… Бойскауты. На черта вы сдались, если за войну. Поняли? Вычёркивай меня к лешему. Побаловались».

Такое отношение к скаутскому движению более чем характерно для советской власти, видевшей в нём идейно чуждый элемент. С началом Гражданской войны большинство скаутских отрядов продолжало действовать только на территориях, контролировавшихся белыми правительствами, где пользовались их покровительством. В 1918-м году была создана Донская скаутская организация, а положение об организации утверждал сам атаман Всевеликого Войска Донского, один из основателей Добровольческой армии Африкан Богаевский. Это отразилось и на специфике деятельности донских скаутов, руководитель которых подчинялся Богаевскому, именовавшегося их «покровителем». В 1919-м году в Новочеркасске прошёл съезд скаутмастеров, на котором «старшим скаутом России» был избран уже известный нам Олег Пантюхов. Свои скаутские съезды проходили и на Кубани. Наконец, в том же 1919-м году, в Челябинске, находившемся под контролем правительства Колчака, прошёл Съезд скаутских руководителей Сибири, Урала и Приуралья. На этом съезде была основана Всероссийская организация скаутов. Скаутское движение сохранялось и на Украине, где гетман Павел Скоропадский даже издал приказ о создании скаутских отрядов в школах.

Справедливости ради надо заметить, что небольшая часть скаутов всё-таки была лояльна большевикам. Так, один из будущих основателей пионерского движения в СССР Оскар Тарханов, сам участвовавший в скаутском движении до революции и даже бывший скаутмастером, создал просоветский отряд «Скаут с маузером вместо посоха».

Однако такие случаи были скорее исключением. Уже после окончания Гражданской войны, в 1922-м году было основано Всероссийское Пионерское движение (присвоившее себе многое из скаутских символов, в том числе и «Будь готов!»). Лояльные советской власти скаутские организации были преобразованы в пионерские, остальные же запрещены уже в 1923-м году. Более того, в 1926-м году была осуществлена операция ОГПУ против оставшихся скаутов, которые подверглись арестам и были отправлены в лагерь на Соловках. Последние скауты «старого образца», члены Союза еврейских скаутов «Юный страж» каким-то чудом продолжали свою деятельность на белорусских и украинских территориях в первые послереволюционные годы. Но уже к концу 1920-х годов от скаутов в Советском Союзе не остается и следа.

Стоит отметить явные различия в девизах скаутов и пионеров, а также в их законах и торжественных обещаниях. Так, к примеру, торжественная клятва скаутов звучит следующим образом: «Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков».

В то же время, торжественное обещание пионера отличается своей «нестабильностью», меняясь год от года. Так, в редакции Положения о Всесоюзной пионерской организации от 1986-го года оно звучит так: «Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза». В редакции 1928-го года обещание звучит иначе: «Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что: 1) Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира. 2) Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича — Законы ЮП». («ЮП» — юный пионер, прим. ред.)

Различаются также и девизы скаутов и пионеров. У скаутов лаконичное «Будь готов!», а у пионеров: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!», на что следовал ответ: «Всегда готов».

В довершение приведем примеры законов юных разведчиков и пионеров.

Законы скаутов, использующиеся сегодня в ОРЮР и других русских скаутских организациях:

  • Скаут верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
  • Разведчик честен и правдив.
  • Скаут помогает ближним.
  • Скаут друг всем и брат другому скауту.
  • Скаут беспрекословно исполняет приказания родителей и начальников.
  • Скаут вежлив.
  • Скаут друг природы.
  • Скаут бережлив и уважает чужую собственность.
  • Скаут чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.
  • Скаут никогда не падает духом.

Законы пионеров, согласно Положению Всесоюзной пионерской организации от 1986-го года:

  • Пионер — юный строитель коммунизма — трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.
  • Пионер — активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
  • Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведёт за собой октябрят.
  • Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.
  • Пионер — надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.

Но история русского скаутского движения не закончилась в 1920-х. Многие руководители и участники движения эмигрировали, и, проживая в других странах, сохраняли и поддерживали традиции, совершенствовали свои навыки. Уже первые русские эмигранты, оказавшиеся весной 1920-го года в Турции, организовали там съезд скаутских отрядов. Один из главных энтузиастов русского скаутского движения Олег Пантюхов основал в Стамбуле совет по делам русских скаутов. В том же 1920-м году во Франции была создана единая Организация русских скаутов заграницей (с 1924-го года Национальная организация русских скаутов – НОРС), признавшая Пантюхова Старшим русским скаутом. В 1922-м году Организация русских скаутов заграницей получила официальное признание со стороны Международного скаутского бюро, в 1924-м году был утвержден её устав. В организации хватало внутренних конфликтов, но в целом ей удалось сохранить монолитность.

Помимо Франции, где было создано множество отрядов и организовано несколько лагерей, скаутская работа ещё с 1920-го года успешно велась в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (с 1929-го года – Югославии). Там проживало большое количество белоэмигрантов, а власти новой страны, благодарные России за поддержку сербов накануне и во время Первой мировой войны, особенно тепло относились к русским. Достаточно будет сказать, что король Александр I Карагеоргиевич даже предоставил для русских скаутских лагерей территорию своей загородной резиденции. Больше всего отрядов русских скаутов насчитывалось в Белграде и Сараево.

В середине 1920-х годов русское скаутское движение было на подъеме и в Китае, где также проживало немало эмигрантов из России. В Шанхае в 1925-м году был организован первый русский скаутский отряд из 60 человек. А уже четыре года спустя русские скаутские дружины существовали не только в Шанхае, но и в Пекине, Тяньцзине, Циндао и других китайских городах. Именно в Китае русские скауты издали особенно много пособий по своему делу: «Спутник русского скаута», «Лагерное строительство», «Курсы для вожаков». Издавали они и свой журнал «Под стягом Святого Георгия Победоносца».

Организации русских скаутов к середине 1930-х годов существовали в Великобритании, Бельгии, Бразилии, Венгрии, Венесуэле, Германии, Греции, Египте, Китае, Литве, Польше, Финляндии, Франции, Чехословакии и Эстонии.

Но далеко не во всех странах привечали русских скаутов. В особенности это относилось к странам с авторитарными или откровенно диктаторскими режимами. Например, в Румынии русское скаутское движение было запрещено. Сложности возникали и в Германии, в особенности после прихода к власти Гитлера в 1933-м году, когда скаутское движение было запрещено там в принципе, и русские скаутские организации были вынуждены существовать в Третьем рейхе под иными названиями.

После начала Второй мировой войны скаутское движение подверглось многим испытаниям. В оккупированных немцами странах скаутизм был запрещен, хотя некоторые организации продолжали нелегально действовать в той же Югославии и Польше. В некоторых странах русские скаутские отряды продолжали действовать открыто, например, в Венгрии или Болгарии. Но после освобождения восточноевропейских стран Красной Армией эти организации попали под запрет со стороны уже советских властей.

Одним из руководителей подпольных русских скаутских отрядов был Борис Мартино, один из руководителей НОРС в Югославии. Именно благодаря ему в условиях войны и оккупации в Центральной Европе скаутское движение продолжало, хотя и нелегально, но действовать. Для скаутов даже организовывались лагеря, что в тех условиях было почти невообразимо.

Поэтому после окончания Второй мировой войны русское скаутское движение хотя бы в какой-то форме, но сохранилось. Однако ему по понятным причинам не хватало организованности и сплоченности. Тем не менее, вскоре после того, как затихли бои, скаутское движение вновь встало на путь возрождения.

После войны. Наши дни.

Выжившие после мировой войны русские скауты, оставшиеся на территории Германии (разумеется, не в советской зоне оккупации) начали возрождать свои организационные структуры и в целом нормальную жизнь уже в ноябре 1945-го года.

Тогда в Мюнхене состоялся первый за долгое время съезд, в котором принимали участие представители всех русских скаутских организаций, возникших в период между двумя мировыми войнами. Старые споры были забыты, речь шла о восстановлении русского скаутского движения в совершенно новых условиях. В СССР, как мы помним, скаутизм был давным-давно запрещен. В странах Восточной Европы, где к власти пришли социалистические правительства, скаутские организации тоже оказались вне закона. Но русские скаутские отряды стали вновь появляться в свободных от коммунистических режимов странах: в Бразилии, Венесуэле, Аргентине, Австралии, США, Канаде, даже в Марокко. Впрочем, на первых ролях вновь оказались русские эмигранты из Западной Европы.

Руководители русского скаутского движения в ФРГ приняли решение создать новую общую структуру. Она получила название Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР). В скором времени ОРЮР обзавелась своим уставом. Возглавил её уже упоминавшийся Борис Мартино, скаутмастер из Югославии, живший теперь в Западной Германии.

Возрождался русский скаутизм и во Франции, где ещё оставались бывшие участники скаутских отрядов Национальной организации русских скаутов (НОРС). Во главе русского скаутского движения, продолжавшего существовать во Франции под вывеской НОРС, встал скаутмастер Георгий Бобровский, возглавлявший до войны отряды русских скаутов в Праге. Но русских скаутов в Германии и Франции, после начала их взаимного общения, вновь стали разделять новые противоречия. Русские скауты из Франции, в отличие от «немцев», быстро ассимилировались, забывали русский язык, культуру, традиции и постепенно сливались с местным населением. В итоге в 1957-м году раскол между двумя организации был закреплён официально.

Этот раскол был преодолён лишь в 1979-м году, когда ценой невероятных усилий произошло долгожданное воссоединение структур Организации Российских Юных Разведчиков и Национальной организации русских скаутов, которая почти целиком вошла в состав ОРЮР.

Новый этап в развитии русского скаутского движения произошел чуть больше десяти лет спустя. Начавшиеся в СССР политические перемены открыли возможность для возрождения русского скаутизма. Уже в 1990-м году в Костромской области, по благословению епископа Костромского и Галичского Александра, под эгидой ОРЮР был организован первый скаутский лагерь. В ноябре того же года в Москве прошел Учредительный съезд российских скаутов. Уже после распада СССР, в 1992-м году ОРЮР начал открывать свои филиалы в российских городах. В течение нескольких последующих лет она окончательно оформилась как российская организация (точнее, в 1996-м году произошло её официальное разделение на российскую и зарубежную части).

Российская ОРЮР изначально пользовалась поддержкой Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха Алексия II, который призывал оказывать русским скаутам помощь и поддержку в епархиях и на церковных приходах. В 2008-м году Организация Российских Юных Разведчиков получила благословение Патриарха Алексия II.

Падение коммунистического режима в России и открывшиеся новые возможности позволили возобновить деятельность не только ОРЮР, которая является правопреемницей дореволюционных и эмигрантских скаутских объединений. В настоящее время в России существует множество скаутских организаций. Среди них можно назвать такие объединения, как ВНСО (Всероссийская Национальная Скаутская Организация), БПС (Братство Православных Следопытов), ФСР (Федерация Скаутов России), НОСДР (Национальная Организация Скаутского Движения России), РСО (Российская Скаутская Организация), РСС (Российский союз скаутов) и многие другие.

Многие из них поддерживают союзнические отношения, между некоторыми из них, как и в прошлые времена, существуют разногласия. Но главное не в этом. Важно то, что скаутское движение больше не ограничивается эмигрантскими объединениями и не существует в подполье, как было ещё совсем недавно. И всё больше и больше людей узнают об этом движении, о его богатой истории и современной жизни.

👈Предыдущий пост
я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти