Так как у нас случился очередной Хэллоуин, то давайте посмотрим старые страшные картинки. Но нет, не будем притягивать русскую мифологию за уши к празднику из американской поп-культуры. Автор принимает его таким, какой он есть: праздник из США, который несмотря ни на что уверенно осваивается в России, становясь естественным для всё большего количества людей. Если у вас возникли возражения — пожалуйста, выскажите их тем, кому сейчас десять лет и кто хочет тыкву со свечкой и костюм. Или приберегите на 2044 год, когда таких людей, как вы, станет меньше, а дети, хотевшие тыкву, вырастут и сделают тыкву уже своим детям.
Поставив на место хейтеров невинного веселья, приступим к главному делу. У нас есть несколько плакатов и листовок со страшными картинками. Картинки совсем не про ритуалы и какую-то «хтонь» (автор терпеть не может это слово). Большинство из них — политические и вообще левого толка. Левые в идеале не должны верить в бесовщину, но, как мы знаем, человек слаб. И грех (хе-хе) не воспользоваться этим для создания простой и броской пропаганды.
Ну да ладно, мы вам покажем не только пропаганду, да и вообще не идейный посыл — главное для нас сегодня. Посмотрите лучше на афишу фильма про Распутина. Фильма агитационная. Агитация хоть и не советского времени, зато актуальная. Ниже есть подпись с названиями частей: «Царские опричники», «Власть нагайки» и прочие ужасы России. В ужасах в данном случае, видимо, обвиняется Распутин, который непонятным образом связан с коррумпированными генералами Сухомлиным и Мясоедовым, обвиненными в тяжелых преступлениях. Распутин был тем еще бугименом у левых, даром что его положение и имидж вредили разве что царской семье, и это как раз было левым на руку. А впрочем, может быть, ничего удивительного в этом и нет.
Сам Распутин предстает в образе беса, который варит в котле плохих генералов. Тут уже не совсем понятно, почему именно этот мужик получил власть над грешниками и вообще стал профессиональным обитателем ада, а не варится в котле. За какие заслуги?
«Хлебный паук» — очень простой плакат. Есть кулак, и у кулака есть хлеб. Кулак не хочет отдавать хлеб так же, как кулак не хочет отдавать муху… Постойте-ка. Ах, ладно, не будем углубляться в детали. Кулак — это зло, а назвать его хлебным пауком было неплохой придумкой. Звучит. Леттеринг с волосками, как на паучьих лапах, так и просится в переработку на афишу современного хоррора.
Социальная реклама продразверстки тоже немного обескураживает. В качестве врагов мужика и новой советской политики представлено очень интересное комьюнити: священник, бесы и помещик. Над ними еще вьются летучие мыши и сова — может, это просто гуляющие на древний русский праздник Тыквенный Спас? Шутка, мы обещали никаких спасов сегодня (прим. автора: пожалуйста, не рассказывайте остальной редакции про то, что я здесь пишу об этом Тыквенном Спасе, надеюсь на ваше понимание). Такой набор злодеев, конечно, изображен просто так, для острастки.
Еще один поистине spooky социальный плакат нарисовал Дмитрий Моор в 1921 году. Он призывает помочь жертвам голода. Правда, кто в то время не был жертвой голода и имел частные ресурсы для помощи, сказать сложно. Но плакат правда впечатляет. Это вам не «Худеющий» Кинга — это реальность.
В качестве comic relief полюбуемся лубочным изображением чудовища, которое якобы явилось в небе над Силезией во время сражения в 1736 году. У него была женская голова, на некоторых картинках также женская грудь, а также всякие интересные атрибуты вроде «церковных» крестов, пушки и стрел. Ноги было всего две — это не ляп художника. Одна спереди, другая сзади. Не спрашивайте. Просто представьте такую штуку в небе.