ТЫ БОЛЬШЕ НЕ ОДИН
Сивилла — первый русский блэкфейс

Сивилла — первый русский блэкфейс

Историческая справка № 1488: блэкфейс — это либо грим для светлокожих актеров, изображающих чернокожих, либо изображения чернокожих людей с гротескными расовыми признаками, либо, наоборот, европейскими чертами лица. Первым блэкфейсом в истории считается грим Отелло.

Сивиллы — это древнегреческие мифические пророчицы. Как водится у греков, нельзя сказать ничего конкретного о происхождении Сивилл. То ли это имя собственное, ставшее нарицательным, то ли нет. Главное для нас сейчас, что существовали различные истории о нескольких таких женщинах. Греки и римляне верили их предсказаниям, а в Риме книги с предсказаниями Сивилл даже были на спецхранении. Пока не сгорели в пожаре. И были восстановлены. И снова сожжены христианским императором Стилихоном, который вообще-то был толерантен к язычникам, а пророчествам, вероятно, досталось из-за того, что их использовали для критики его действий.

Позже христиане вообще стали толковать некоторые пророчества сивилл как христианские. Для этого уже была определенная «фактическая» база: Гераклит утверждал, что предсказания первой Сивиллы были не плодами ее ума, а божественным вдохновением. То, что древний философ не знал об истинном Боге, — дело десятое. Не знал, а «факт» засвидетельствовал.

Так «Сивиллины книги» вошли в христианскую литературу. А в XVII веке появился первый рукописный перевод на русский язык. Переводил молдаванин Николай Спафарий-Милеску, переписывал набело Иван Верещагин. Книгу создали в 1673 году в Посольском приказе специально для царя Алексея Михайловича и преподнесли ему лично.

Помимо текстов о каждой из нескольких Сивилл, в книге были их портреты. Поскольку это уже был поздний XVII век, эпоха барокко, то и портреты были выполнены совсем не в древнерусской манере. Это был уже совсем другой, светский визуал.

Писал портреты персидский армянин Богдан Салтанов, который в то время руководил художниками Оружейной палаты. Разумеется, Салтанов был подданным русского царя и православным, армянин он лишь по крови. Попал в Россию он, видимо, случайно. Алексею Михайловичу очень понравилось чеканное блюдо в одном из даров персидского шаха, и он захотел пригласить его создателя к своему двору. Купцу, привезшему дары, был дан наказ, и он его выполнил, прислав из Персии Салтанова. Блюдо, судя по всему, было создано не им, но купец, конечно, поступил правильно, сдержав слово. В конце концов, он действительно подыскал государю компетентного специалиста.

Второй по счету в книге идет Сивилла Ливийская, которую, видимо, можно назвать первым блэкфейсом в русской истории. Эта Сивилла представляла Африку, на вид была женщиной среднего роста и «очень черной».

Ссылаясь на Климента Александрийского, книга приписывает ей пророчество о непорочном зачатии Христа. Эта Сивилла, как и прочие, несмотря на свой экзотический вид, который мог напугать простого россиянина тех времен, была положительным персонажем. Еще бы — она ведь говорила о пришествии Спасителя.

Выходит, что история с racist imagery у нас начинается не с насмешки или выставления в неприглядном свете людей, обладающих экзотической внешностью. Наоборот — черная Сивилла укрепляет русских людей в вере, так как ее пророчество является древним свидетельством истинности христианской веры. Разумеется, в блэкфейсе как таковом нет никакого расизма, это не что иное, как идеологическая чепуха. К тому же, кто будет обвинять в расизме армянина из Персии? Это смешно. Русские, получается, тоже чисты: у нас, вон, телеканалом… то есть Оружейной палатой армянин заведует. А расисты все в Англии.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link