Дореволюционный дизайн-код — Local Crew

Дореволюционный дизайн-код

Иллюстра

​Как же хорошеет Россия при новых дизайн-кодах! Артефакты дикого капитализма 90-х уходят в прошлое, уступая место артефактам капитализма домашнего, причесанного, такого ми-ми-ми. За 30 лет мы привыкли к рекламе на улицах и воспринимаем ее как зло только когда она выглядит некрасиво, или закрывает красивые фасады старинных домов.

А что было тогда — до счастливых 70 лет без рекламы — когда у нас тоже был капитализм? Была же и реклама, и много. Какие проблемы люди видели в ней 120 лет назад, когда все фасады были красивые? Ведь реклама прошлого не то, чтобы очень компактная — вы наверняка видели фотки лавок и складов, которые едва выглядывают из-за нагромождения досок с названиями и зазывающими надписями. До революции эту проблему тоже знали и старались преодолевать. Уже существовали руководства, как лучше размещать рекламу. Люди быстро поняли, что просто прицепить над дверью табличку недостаточно — она должна работать, и при этом не портить вид. Брошюрка «Искусство рекламировать» 1913 года учит:

«Считаясь с тем обстоятельством, что прохожие, которым приходится проходить близ магазина, не увидят вывески, привешенной наверху, следует вывешивать по меньшей мере две вывески: одну наверху, над дверьми, а другую внизу, под витриной. Если обстоятельства позволяют, то не мешает повесить еще одну надъ витриной. Во всяком случае, лишняя вывеска никогда, помешать не может. Хотя нужно признать неумным, когда купец разукрашивает свой магазин слишком многими. Привлечь в магазин покупателей такое обилие вывесок во всяком случае не может. В лучшем случае, оно вызовет насмешливую улыбку».

Несмотря на оговорку в конце, автор советует делать избыточно: вывеску тут, там, и еще вот здесь. Все описано на словах, без чертежей и примеров — инструкция полностью полагается на вкус оформителя и чувство меры торговца. Результаты мы видим на фотосвидетельствах: прекрасные старинные дома, закрытые рекламой, как боевая фаланга щитами. Тем не менее, компании посолиднее, сидевшие в местах получше, вели себя более скромно — фасады домов на главных улицах был чище прочих.

В эпоху социализма реклама практически полностью ушла с улиц, и теперь мы учимся все делать заново. Но прогресс не стоит на месте — мы уже находимся примерно там, где наши предки были 107 лет назад.