Читателю конечно знакомы «теории заговора» о том, что тот или иной исторический документ является подделкой. Документов у нас много, а вот конспирологий — не очень. Почему? На то есть пара весомых причин.
Во-первых, докопаться до фактов имевших место триста и более лет назад — весьма проблематично. Часто у историка просто нет никаких зацепок. Этот «провал» некоторые называют границей оптики. Предположительно, в районе века семнадцатого картинка уже мутнеет до такого состояния, когда почти ничего не разглядеть.
Во-вторых — а что, если четкая оптика ближе чем кажется? Может быть, она пролегает не в XVII веке, а в XX, может даже и вообще в нашем 2024 году. Если вы помните ковид, который случился всего четыре года назад, то должны понимать, что наше знание о том, что происходило в сам период эпидемии и после нее — очень разнится. Безумные теории заговора внезапно подтвердились, и выяснилось, что взор самых трезвомыслящих из нас был замутнен совсем свежей оптикой — только из печи стеклодува.
Давайте же попробуем бросить критический взгляд на несколько материалов из тех, что обычно появляются в нашей рубрике. Чтобы, так сказать, немного протрезветь и открыть глаза.
Начнем с плаката «Я безбожник» Дмитрия Стахи́евича Моора.
Уже само имя автора вызывает вопросы. Почему не обычный русский Сидор Васильев или немец Франц Фердинанд, коих было полно в русском типографском деле?
Моор на самом деле — Орлов. Работал в типографии мецената Мамонтова. Видимо существовал в действительности.
Моор-Орлов занимался тем, что в основном рисовал броские антирелигиозные картинки в два-три цвета. Такие как «Безбожник». С этой картинкой все в порядке, она выглядит как другие работы Моора. При близком рассмотрении в глаза бросается одна деталь.
Вы знаете, кто рисует такие зрачки. Точнее — что. Это не Моор, не Орлов и даже не его мифический батюшка Стáхий. Видите ли, библиотеки сейчас массово оцифровывают документы. Никто никогда не видел грамотку или карикатурку, и вот, в наше благословенное время сотрудники вынесли ее из темных хранилищ, отсняли и выложили в сеть. Теперь это факт, и спорить с ним НЕЛЬЗЯ. Моор, Стахи́ев сын, нарисовал.
Следующим идет плакат якобы 1908 года. Обычная реклама художественной выставки. Зачем придумывать и подделывать еще один проходной плакат — не совсем понятно. Но придумали. Буквы, особенно на красном фоне, выдают то же, что и зрачки.
Ответ «зачем» на самом деле простой. По некоторой мифологии перед нами украинский дизайн, так как мнимый Автор — Врубель — бывал в Киеве, и у него там даже был важный период творчества. «Зачем еще», когда у Врубеля хватает реальных работ — уже другой вопрос. Дорогому товарищу (украинскому Врубелю, а не русскому художнику) положено много. Приложившие к подделке руку не понимают, что много в искусстве вообще не значит ничего, но их невежество — тоже часть затеи. Исполнитель должен себя изобличать. Это часть иерархии.
И третий плакат, который слишком забавен и несерьезен, поэтому, степень его подложности оставим на оценку читателя. Герои рекламы конфет «Раковые шейки» — два рака, один из которых подает другому на подносе россыпь этих самых конфет вперемешку с их общими братьями по виду. У какого народа в ходу подобные шутки, объяснять мы точно не будем. Отпечатано после революции 1905 года.
Конечно вы уже поняли, что сам этот текст является подделкой, шуткой и не серьезен. Он написан с целью показать две вещи. Первая — насколько просто создать новую конспирологическую теорию из воздуха. Добавление в онлайн-библиотеки якобы сканов не существовавших в реальности документов выглядит вполне осуществимым и правдоподобным. Разве что, реальные заговорщики делали бы это не так топорно, как «доказано» в нашей статье, и выбирали бы проверяемые материалы. Вторая — этот план на самом деле кто-нибудь может когда-нибудь воплотить в жизнь. Или это уже сделано?