Чему нас учит старинный дизайн

Чему нас учит старинный дизайн

Сегодня мы отвлечемся на минуту от истории дизайна и рекламы, и вспомним об одной важной функции старых артефактов. Читать и писать о старинном дизайне полезно. Не только потому, что приятно развлекать себя интересными фактами. Если бы в СССР сняли хороший сериал о банкире-мошеннике, который одурачил тысячи людей с помощью газетных объявлений — население было бы готово к валу финансовых пирамид в девяностые и не обожглось бы так сильно. Кажется, сам Бог велел сделать агитку против капитализма. Но эта история и тогда, и сейчас почти никому неизвестна.

Когда находится очередная афиша, упаковка или рекламный текст, то самым ценным в них могут оказаться не приемы оформления и привлечения покупателя, а то, что они сообщают о своем времени. Что раньше ели, какую одежду носили, какие были в ходу разговорные выражения (они редко попадают в книги), какие технологии и вещи существовали уже давно. Можно случайно наткнуться на мельчайшие детали биографии знаменитых писателей, которые вряд ли узнаешь из воспоминаний — а ценна любая мелочь.

Объявление Александра куприна в парижский журнал «Отечество» 1921 года, в котором он сам работал

Что может быть приятнее, чем знать, что твой прапрадед не только наслаждался кофе 3 в 1 так же, как ты, но и делал это vegan friendly, покупая постную версию с миндальными сливками?

Пропадает желание ворчать о маркетинге, который использует наукообразность для продвижения товаров. В этом случае никто не захочет выглядеть как прапрадед.

Представьте, как эта реклама действовала на людей, когда слово «наука» означало что-то непонятное, но очень крутое

Может быть, некоторые секты и правда безобидны со светской точки зрения, но плохо говорить о них стали задолго до современной власти и настроений в народе. И, как выясняется, не только в России.

Заголовок афиши с мормонами, конечно же, «кликбейтный», что тоже не является новшеством. Нагнетать для привлечения публики стали давно. Контент, судя по описаниям, давали соответствующий.

И, конечно, не стоит забывать о революционной и антиправительственной прессе, которая, при всей неприятности взглядов, была самой крутой с визуальной точки зрения, привлекая лучших оформителей и редакторов — до сих пор ничего не изменилось.

Логотипы журналов революции 1905—1907 годов

Но мы ведь любим Россию и помним, что ее история началась не в 1991 и не в 1917 году. Старый дизайн помогает нам и в этом. Он показывает, что есть вещи, которые принято называть и считать советскими, но они старше советской власти и даже самих ее идей (взгляните еще раз на рекламу кофе, если не обратили внимания на цветы цикория на фоне). Как, например, эти надписи, которые сейчас в дизайнерской среде называются «советским леттерингом», хотя использовались вне политического контекста и развивались не только в Советском союзе, но и в эмигрантских изданиях.

В свою очередь, СССР прекрасно жил на старых визуальных традициях. Вывески вплоть до послевоенного времени отличались от дореволюционных только орфографией.

Человек видит рекламу кубиков «Магги» и шоколада «Нестле», фотокамер «Кодак» — и прошлое для него становится гораздо ближе и роднее, чем после рассказов о славных победах прошлого и достижениях промышленности. При всем уважении к ратным и трудовым подвигам предков. Автор берет на себя смелость утверждать, что с современным состоянием нашей школы и пропаганды, одна реклама Истмена, который придумал продвигать камеры среди женщин, распространяя открытки с селфиками, сделает для укрепления патриотизма больше, чем вся учебная программа.

«Мама, я ничего не удалю, не смей покушаться на традиционные ценности»: