Как Набоков американцу русскую дуэль в картинках объяснял — Local Crew

Как Набоков американцу русскую дуэль в картинках объяснял

Иллюстра

У Владимира Набокова, кроме его знаменитых романов, есть не менее важный труд — комментарий к «Евгению Онегину» на английском. Набоков был большим знатоком Пушкина, обожал его и стремился передать смысл и звучание его стихов своим англоязычным студентам так, чтобы те всё поняли как можно точнее. Кроме словесных объяснений, в комментарии полно схем, которые показывают строение стиха. Схемы вообще были у Набокова везде: он рисовал строение бабочек для собственных научных трудов по энтомологии, а в личных письмах использовал своего рода «бытовой дизайн» и иллюстрации, чтобы наглядно демонстрировать мысли.

Впрочем, сегодня мы расскажем не о пушкиноведческих заслугах писателя, а об очень приятной для русского человека ситуации — «американец не понимает», и заодно узнаем, как была устроена русская дуэль.

В эмиграции Набоков подружился с влиятельным американским критиком Эдмундом Вильсоном, который тоже ценил Пушкина, но не всегда вникал в наши реалии XIX века. Когда он неправильно понял сцену знаменитой дуэли, Набоков нарисовал ему, как все было, и добавил к схеме комментарий. Передаем ему слово:

«Ты допустил ужасную ошибку при разборе дуэли между Онегиным и Ленским. Интересно, с чего ты взял, что они сходились пятясь, затем поворачивались друг к другу лицом и стреляли, то есть вели себя как герои популярных фильмов или комиксов? Такого рода поединка в пушкинской России не существовало. Дуэль, описанная в Онегине, является классической duel à volonté [дуэль по доброй воле, фр.] в точном соответствии с французским Кодексом чести и происходит следующим образом. Будем исходить из того, что один человек вызвал (а не призвал, как иногда неправильно выражаются) другого для выяснения отношений на встречу (английский термин, аналогичный французскому rencontré), другими словами, картель (в Англии и Виргинии он назывался вызов или послание) был отправлен и принят и все предварительные формальности выполнены. Секунданты отмеряют положенное число шагов. Так, перед дуэлью Онегина с Ленским было отмерено тридцать два шага. Сколько-то шагов требуется на то, чтобы дуэлянты могли сойтись и после этого их разделяло бы расстояние, скажем, в десять шагов (la barrier, своего рода ничейная земля, вступить на которую ни один не имеет права).

Участники занимают исходные позиции в крайних точках, стоя, естественно, друг к другу лицом и опустив дула пистолетов. По сигналу они начинают сходиться и могут при желании выстрелить в любой момент. Онегин стал поднимать пистолет после того, как оба сделали по четыре шага. Еще через пять шагов прогремел выстрел, которым был убит Ленский. Если бы Онегин промахнулся, Ленский мог бы заставить его подойти к барьеру (Б1), а сам бы не спеша, тщательно прицелился. Это была одна из причин, по которой серьезные дуэлянты, включая Пушкина, предпочитали, чтобы соперник выстрелил первым. Если после обмена выстрелами противники продолжали жаждать крови, пистолеты могли быть перезаряжены (или подавались новые), и все повторялось сначала. Этот вид дуэли, с вариациями, был распространен во Франции, России, Англии и на юге Соединенных Штатов между 1800 и 1840 годами».

Жалеем, что в школьные годы мы не переписывались с великими русскими писателями, и нам никто не рисовал планы боев из «Войны и мира». Сколько интересного мы могли бы узнать всего из пары абзацев текста и одной картинки.

я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти