Война, деньги и мораль

Война, деньги и мораль

Рекламщики и предприниматели встают перед моральным выбором гораздо чаще, чем может показаться со стороны. Особенно если предмет их бизнеса — это спорный товар вроде табака, алкоголя или чего-нибудь еще, чем люди злоупотребляют и по глупости или неосторожности наносят вред себе и окружающим. 

Иногда приходит такое время, когда приходится быть особенно аккуратным. Выбирать выражения, отказываться от чего-то. Как себя вели производители и те, кто их раскручивал в прошлом? Они были лучше? Давайте сравним кейс новейшего времени и предание старины, впрочем, не очень глубокой.

Перед нами два случая из настоящего и прошлого. Первый — обобщенный образ телеграмных каналов, которые мы из деликатности не будем называть. Второй — из 1916 года, с участием табачной компании, периодического издания и цензурного комитета. 

Горячие события 2014 и 2022 породили волну новых информационных источников. Инсайдеров, аналитиков и военных корреспондентов разной степени анонимности и компетентности. Среди них, разумеется, есть достойные люди, заслуживающие доверия. Как и те, кто в чем-то ошибается или просто не разбирается, но по отдельным вопросам вполне хорош. Не будем сейчас вдаваться в детали. Главное — зафиксировать факт изобилия каналов на любой вкус и уровень претензии к качеству.

Итак, в чем, собственно, проблема? Аудитория околовоенных каналов в этом году дала такие иксы, о каких мечтает каждый криптопредприниматель. Когда ты вырастаешь с восьми тысяч до восьмидесяти, появляется соблазн заработать. Это вполне насущная необходимость. Нормально, когда человек, обеспечивающий вас контентом, зарабатывает на рекламе. Или, например, перечисляет деньги с нее добровольцам или в надежные фонды. И личная выгода, и благотворительность в этом случае — дела хорошие.

Другое дело — содержание и тон рекламы. К тому же, не всем понравится, если вы решите заработать на желании ваших подписчиков быть в курсе дел по очень чувствительным темам. Падают ракеты, у кого-то страдают и гибнут близкие и знакомые, которые или сидят под вражескими обстрелами, или пытаются освободить тех, кто сидит. И тут между постами про сборы денег, вести с фронта, фотографиями героев и Бог знает чем еще вам предлагают финку НКВД или торт по старинному рецепту. Не все оценили такой подход, на некоторых владельцев каналов обрушилась критика. Повторим, что мы не будем обобщать и клеймить их всех позором или, наоборот, оправдывать на страницах нашего журнала. У «Иллюстры» другая цель. Мы описываем события, проводим исторические параллели, а выводы читатель сделает сам.

Итак, вернемся в прошлое. 1916 год, идет Первая мировая, которую современники называли «Великой войной». Вся страна помогает русскому фронту, другим славянским народам, которые страдают от немцев. Наша рубрика посвятила много выпусков разным дизайнерским аспектам той войны. 

Еще мы поднимали тему морали. Насколько далеко можно зайти ради заработка, если вы рисуете плакаты? Как выяснилось, в России до революции наши предшественники позволяли себе многое: от использования детей в рекламе папиросных гильз до провокаций на библейские темы, которые были, без преувеличения, богохульством. Вишенка на торте: все это успешно проходило государственную цензуру. 

Когда страна вступила в войну, все должно было измениться? И да, и нет. Правительство тех лет вело себя неторопливо и очень мягко. Даже на фронте цензура не была организована так, как в государствах, которые придут на смену русской и немецкой монархиям совсем скоро. Не обижайтесь за державу: проблемы информационной безопасности были общими для всей Европы. Впрочем, ситуацию это не облегчало. Как не облегчало ситуацию мягкое отношение властей и вегетарианская цензурная политика во время самой настоящей революции 1905–1907 годов. В целом политика времени была такова: карать не будем, будем штрафовать и ссылать, но, вообще, вы можете внести залог. Непохоже, что современники могли по достоинству оценить такое отношение. Для этого им понадобилось почувствовать на себе все прелести другой революции — той, которая победила. Но вернемся к рекламной морали и деньгам.

В качестве слепка эпохи мы предлагаем вам этот плакат. Война уже в самом разгаре. Все стороны определились со своими предпочтениями. Патриоты помогают фронту, левые призывают сдаться, правительство считает и тех, и других полноправными гражданами, несмотря ни на что. 

Если читать плакат невнимательно или не до конца, то можно принять его за газетную страницу с объявлениями. Он даже начинается вполне достойно — с социальной рекламы. Ну и что, что справа рекламируют табак? В 1910-е общеизвестные факты о вреде курения сводились по большей части к кашлю, дурному запаху и греховности этой привычки (для тех, кого этот последний аспект вообще волновал). Дальше опять про наших воинов… или стоп, что мы видим? Рекламный стишок о войне, на которой гибнут наши люди. Автору этой статьи сейчас трудно назвать более противоречивый рекламный ход. Если его в принципе можно назвать противоречивым, а не вполне однозначным.

Обратим внимание, что в нижней части плаката стоит подпись, заверяющая нас в том, что цензурой он одобрен. Вероятно, компромисс был достигнут именно благодаря первому блоку, который продвигает продажу государственных займов. Рыночек решал-решал и порешал. Кажется, он неизменен во все времена и у всех народов.

Будем ли мы обвинять «Товарищество Шапошникова и компании»? О нем многое можно сказать, начиная с того, что руководство причастно к выпуску газеты «Правда» — той самой левой газеты «Правда», которую мы все знаем по советскому времени. Заканчивая тем, что на фабрике, на самом деле принадлежащей женщине — Екатерине Николаевне Шапошниковой, условия труда и оклады были лучше, чем у большинства конкурентов. Платили на четверть больше, самых нуждающихся обеспечивали жильем в общежитии, в котором, по свидетельствам, было чисто, и кормили горячей пищей. К тому же, по сегодняшним меркам Екатерина Николаевна была очень прогрессивным работодателем. После автоматизации ее фабрика избавилась от необходимости в тяжелом труде, и 85% рабочих составили женщины. Для них была организована библиотека, проводились чтения и религиозные беседы: особенности рабочего класса были таковы, что его необходимо было отвлекать от пьянства и беспорядочного образа жизни. Это делалось, но даже если и ради личной выгоды, то не главнее ли результат? 

Очень сложно давать оценки как текущим событиям, так и тому, что давно ушло в прошлое. Прямо сейчас мы не знаем всех фактов, а спустя сто лет они забываются, стушевываются, теряется понимание контекста. Русское общество эпохи модерна было очень неоднозначным. Такими же были русский бизнес и русская реклама. Мы обещали не судить и надеемся, что эта статья немного успокоит тех, кто мог расстроиться. Теперь вы знаете, что люди не стали хуже, а все примерно так же, как и было. В жизни довольно тревог, особенно в эти дни.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link