Вероятно, некоторые читатели знакомы с мраморной бумагой, даже если они не интересуются историей книги. Например, ей оформлены форзацы каких-нибудь книг в вашей домашней библиотеке или блокнот прапрадеда. Обязательно проверьте после прочтения. Бумага носит свое название из-за рисунка, напоминающего мрамор. Используется для переплета книг.
Изготавливают ее следующим образом. Ванночка для окраски наполняется составом, который не дает краскам раствориться и смешаться. Затем в состав вводят разные краски: их капают, разбрызгивают и наливают так, чтобы получился равномерный узор. Иногда краску распределяют при помощи проволочного гребня или других инструментов — такая разновидность называется гребешковой. В конце опускают в ванночку лист, который впитывает краску. Поначалу мраморировали только обычную белую бумагу. В XIX веке стали экспериментировать с цветной и фактурной, на которую по-разному ложилась краска.
Можно сделать вывод, что дизайн бумаги, о которой пойдет речь, прочно связан с мрамором. Это только частично верно. Когда эта технология пришла в Европу с Востока, бумагу называли турецкой и мрамор она еще не напоминала — восточные мастера предпочитали использовать гребень и ассоциировали получившиеся рисунки с облаками. Генерал Алексей Ермолов, который сам делал переплеты для своей библиотеки, упоминает приобретенную бумагу как «турецкую» и «султанскую» — неизвестно, имел он имел в виду рисунок или восточное происхождение материала. Крапчатые узоры с разводами вошли в моду в конце XVIII века уже у нас в Европе. Именно ими такая бумага запомнилась и по ним ей дали нынешнее название.
Популярность бумаги обеспечили два фактора, которые роднят ее с современными массовыми товарами: относительная доступность и симпатичный вид. Кожа стоила дороже, с ней сложнее работать, а палитра цветов ограничена. У мраморной бумаги бесконечное число вариаций рисунка, она отлично смотрится, ее нужно всего лишь порезать и наклеить безо всякой трудоемкой подготовки. Полностью от кожи не избавились — она осталась на корешке и уголках, где сильнее всего треплется.
Сейчас такой тип переплета считается классическим, его до сих пор делают в частных мастерских. Можно заказать для любой книги в свою домашнюю библиотеку. Только будьте осторожны с покупкой готовых изделий — автору этих строк встречались издания позднего советского времени, стоившие в букинистическом 120 рублей и взлетавшие в цене после переплёта в «мрамор» с кожей до 10 000.
В XIX веке мраморная бумага стала очень популярным материалом и была доступна абсолютно всем. Ближе к нашему времени ее уже наклеивали не только на шикарные издания, но и вообще на любые, превращая их в «доступную роскошь». Так декоративная бумага уравняла и дорогую энциклопедию из современной типографии, и крестьянский блокнот с рукописными псалмами.