Про большевиков часто говорят, что их руководители не были ни рабочими, ни крестьянами. Про начинателей демократии в РФ говорят, что они все как один были советскими людьми без какого-либо опыта управления при демократии или ведения бизнеса при капитализме. Оба факта интересны, а также интересны результаты деятельности этих людей.
В дизайне есть похожие явления. Например его история начинается с деятельности социалистов, которые оформляли дома для богатых людей. А где-то посередине мы встречаем одного из кумиров, важнейшего архитектора Ле Корбюзье. Какие ассоциации? Многоэтажные бетонные дома, панельки? Что-то такое он нам дал. Но чем жил сам Шарль-Эдуар? Да, его настоящее имя было именно такое. Ле Корбюзье — псевдоним, производное от фамилии деда. Поступать так было в то время модно, а сам Ле Корбюзье объяснил новое имя тем, что человек может делать что ему угодно и «переизобрести» себя.
Но был ли архитектор честен с нами, дал ли он нам то, чем жил сам?
У него было несколько мест жизни и работы. Вполне обычная современная студия в Париже.
Про Париж мы все знаем. Это красивый город. Здание по улице Нунгессер и Коли конечно уже не то. Его спроектировал новый архитектор, это сразу видно. Уже не то, что было, но и еще не то, что будет потом. Света много, есть какой-никакой рельеф.
Другое место жизни еще интереснее. Это небольшая коммуна на лазурном побережье. Историческая старая часть ее выглядит как-то так:
Кажется, можно уже заканчивать с нашим героем. Стало понятно, что он работал в просторной студии в здании построенном идейным собратом, но «для себя», а еще наслаждался морем и солнцем среди уютных улочек и черепичных крыш средневековой деревни, жилье в которой совершенно недоступно тем людям, для которых он построил новый архитектурный мир. Нетрудно найти изображения виллы, в которой он жил, и так далее. Вполне приличное жилье, даже если вам не нравится архитектурный стиль.
Но главное не это. Виллы и беленькие дома — всё не то. Ведь не это оказалось главным результатом деятельности Ле Корбюзье и его соратников.
В 1952 году, в той самой уютной коммуне Рокбрюн-Кап-Мартен он построил себе дом, в который приезжал каждое лето. Куда люди едут летом? На дачу или в большой красивый отель на море. Но наш француз искал себе иного. Он ехал чтобы пожить и поработать в крошечной избушке.
15 квадратных метров. Внешний вид как у жилья крестьянина из X века, когда было основано поселение где жил архитектор. Внутри все по-современным принципам, придуманным лично им. Модулор. Получилось нечто вроде квартиры в советской малосемейке, только вынутой из здания и перенесенной в неподходящее ей место. Если вы росли в панельном доме или чем-то подобном, то представьте, что исполинская рука вырывает вашу квартиру из «муравейника» и забрасывает на морской курорт.
Нечто подобное по скромному мнению автора и произошло с архитектурой. Чья-то сильная рука набросала в городах, прежде довольно симпатичных, а то и просто красивых, вот таких избушек. Места в обычном городе мало, это не курорт, так что избы пришлось городить друг на друга. Да и опять же, не для себя сделано. Хотя сам Ле Корбюзье, выходит, был с нами честен.