Блэкфейс по-русски

Блэкфейс по-русски

300 лет назад была провозглашена Российская империя. В этой империи жило 100 народов. Не все народы жили дружно, не все знали о существовании друг друга. Зато всем были нужны товары.

Капитализм в Российской империи отлично научился репрезентации в рекламе. Без современных драм и нападок на мнимых виновников прошлых обид. Эйнем, Эмиль Циндель и прочие, кому это было нужно по бизнесу, демонстрировали рекламной продукцией и упаковкой, что их товары — для всех сословий и народов Российской империи и ближнего зарубежья.

На этом неславянские лица в русской рекламе не заканчивались. Читатель может помнить, что табак как восточный продукт часто рекламировали турки и негры. На чае появлялись очевидные китайцы. Но эти тоже для внутреннего потребления. Экзотические люди, что потребляют данный продукт в далёких странах. Попробуйте — и почувствуете себя в Африке или в Империи Цин, не выходя из безопасного дома в России.

Но и это ещё не всё. Конечно же, мы не могли обойти своим вниманием такое важное явление современной жизни, как блэкфейс. Исторически совсем недавно он был популярен в разных странах, а теперь порицаем и почти запрещён.

Сначала разберемся, что такое этот blackface. Вообще говоря, здесь не одно, а два родственных явления. Само чёрное лицо — это когда человек не негроидной расы гримируется под негра. И есть у него младший брат — графическое изображение, вовсе не обязательно подразумевающее, что нарисован притворяющийся чёрным персонаж. Такое изображение и есть источник блэкфейсов. В давние времена художники изображали черты встреченных народов, подчёркивая то, чем особо впечатлились. Гротескные портреты негров плотно вошли в культуру и остались в ней даже у американцев, которые прекрасно знали, как выглядит настоящий негр. Получился забавный образ для рассказов и просто любых картинок. Пучеглазый человек с иссиня-чёрной кожей, ярко-красными и толстыми, как сосиски, губами. Он имеет своё прозвище — darky. По-русски будет нечто вроде «черныш».

Дарки стал популярным рекламным персонажем. Он забавно кривлялся, белый ребенок пытался отмыть кожу маленького дарки мылом добела, взрослые дарки заразительно танцевали кекуок. Какое всё это имеет отношение к нашей Матушке Руси?

Восточные негры с трубками, полными ароматного табаку, изображались у нас совершенно нормальными людьми — в меру способностей художника. Есть всего несколько примеров дарки в русской рекламе, и все они связаны с американскими заимствованиями либо точно, либо вполне вероятно. Известные вашему покорному слуге примеры можно пересчитать по пальцам.

Реклама «Арак» — самый замечательный образец дарки в России. Беззастенчиво слизана с американской валентинки. Такие открытки с неграми тоже были популярны. Иногда поздравление подписывали на эбонике — исковерканном английском.

Остальное угадывается по тематике и одежде. Крем американский, мальчик с перцем будто сбежал от плантатора со страниц книги Гарриет Битчер-Стоу, и даже табачные негры переоделись из жителей Востока в западных. Последние, к слову, не могли стать культовыми брендовыми образами в нашей стране. Образ негра и турка был так тесно связан с курением, что русский закон запрещал регистрировать этих персонажей качестве товарных знаков. Они были всеобщим достоянием.

Империя пала, воссиял союз равных во всём рабочих и крестьян. Никаких больше буржуазных ужимок, насмешек, никакого колониализма. Верно? А вот и нет. С лёгким сердцем и, кажется, удвоенным старанием, наивные русские рекламщики стали рисовать больше негров. Негры появлялись уже не только на привычных товарах — они стали повторять американские прототипы дарки ещё сильнее.

Разумеется, делалось это без задней мысли, по старой привычке да по новой моде. Ревущие двадцатые с джазом разнесли гламурный образ лилового негра по всему миру. Когда пик моды прошёл, дарки постепенно пропали из советской рекламы.