День чьей письменности?

День чьей письменности?

День славянской письменности и культуры существует в России и на Украине. Еще в южнославянских государствах, а в Болгарии дата имеет свою национальную специфику. Что же он обозначает? При всей очевидности ответа мы полностью игнорируем шаткость самой конструкции «славянская письменность и культура». Разберем ее по частям, но так, чтобы не упала (пока).

Все это дело приурочено ко Дню святых Кирилла и Мефодия. Здесь уже начинаются расхождения. В Русской православной церкви память Кирилла чтят 14 февраля, а Мефодия — 6 апреля. А майский день — это, как бы вам сказать, из законов Российской империи. В нашем государстве-наследнике СССР остались еще такие архаичные вещи. 

День был учрежден Синодом в 1863 году. Один для обоих святых, так как для славянских народов они имели национальное значение. В то время как раз все стали осознавать свои особые пути, а особую письменность как предмет национального отличия игнорировать невозможно, ей нужно пользоваться как политическим инструментом. Что и было сделано. 

Первыми придумали праздновать 2 в 1 болгары. В то время их церковь находилась в подчинении константинопольской и хотела независимости. Константинополь этого не хотел, и это, конечно же, прекрасно укладывалось в общий тренд борьбы народов и всяческих воображаемых сообществ, одни из которых желали отделиться, а другие совсем наоборот не хотели, чтобы от них отделялись.

Что же касается разделения славян, то день нашей письменности раскрывает ее просто чудесно. Дело в том, что как государственный он существует в России, на Украине, в Болгарии, Чехии, Словакии и Северной Македонии. Поскольку у чехов и словаков латиница, то часть о письменности к ним не относится. И отмечают они отдельно 5 июля.

Если взглянуть шире, на всю семью славянских народов, то окажется, что единая славянская письменность и культура, вероятно, просто не существуют. С письменностью все предельно ясно. У одних кириллица, у других латиница. Есть ребята, которые мечутся между той и той. Есть поляки, для которых их латинский алфавит — вещь настолько же национально важная, как их латинская вера. В этом ключе очень комично выглядят попытки нескольких поляков в том же XIX веке предложить русским переход с кириллицы на латиницу

Важность святых, благодаря которым на свет появился алфавит славянского православия, тоже не одинакова для всех славян. Те, кто после Великой схизмы оказался вместе с западной церковью, явно не ценят их так, как мы. 
Получается, что и по национальному, и по религиозному признаку 24 мая — день славян, но не всех, а только тех, что обозначены звездочкой и подписаны снизу мелким шрифтом. Говорить в наши дни о национальном славянском единстве уже даже не смешно, а если прибавить к этому культурные факты, то история запутается еще сильнее. Ведь болгары считают Кирилла с Мефодием своими национальными символами. Они дали всем письменность, в том числе более успешным во всех отношениях русским. Русским, которые в XIX веке, в свою очередь, дали всем остальным славянам, пользовавшимся кириллицей, русские шрифты. Болгары такой ноши не выдержали и в XX веке испортили эти шрифты в угоду национальным особенностям. Тут мы пришли к совсем нехорошему моменту. Так можно додуматься и до того, что мы не едины духовно. Ведь все последние примерно двести лет славяне старательно разделялись, а не наоборот. И визуально старались это подчеркнуть. Похоже, что мы с ними в этом вполне успешны.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link