Почему все пользуются русской кириллицей

Почему все пользуются русской кириллицей

Чему нас учат в школе? Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность, император Петр заказал редизайн у голландцев, которые нарисовали современную кириллицу. В церкви до сих пор остались какие-то древнерусские буквы, а болгары так вообще утверждают, что вся кириллица принадлежит именно им. Каждое из этих утверждений неверно.

Для начала определимся с понятиями. Есть набор знаков, который называется алфавитом. И есть разный стиль их изображения. Если буквы пишут, то мы говорим о почерках, а если рисуют, то о шрифтах. Один и тот же алфавит, написанный разными почерками, или набранный разными шрифтами, может выглядеть совершенно непохоже. Так вот, с кириллическими почерками и шрифтами все немного не так, как нам обычно представляется.

В IX веке Кирилл и Мефодий действительно создали азбуку для славян, но скорее всего это была глаголица, а кириллицу подобрал ученик Кирилла — Климент Охридский. Именно подобрал, а не придумал, и тем более — не нарисовал. Устав — так называется почерк из древнерусских книг — полностью совпадает с греческим. Поскольку почти все буквы в славянской азбуке тоже были греческими, то проще будет сказать, что наши предки пользовались позаимствованной греческой азбукой так же, как сейчас испанцы или финны пользуются азбукой древних римлян, которую даже набирают шрифтами, скопированными с древнеримских.

Слева греческая рукопись X-XI века, а справа древнерусская XI в. Мы специально подобрали разные по плотности почерки, чтобы читателю можно было хоть как-то их отличить.

В XIV веке на смену уставу пришел полуустав. Он слегка наклонный и считается более удобным и быстрым, чем прямой устав. Откуда появился полуустав, точно никто не знает. Есть две версии. Первая: произошло так называемое «второе южнославянское влияние», которое возможно связано с тем, что много образованных людей из славянских стран бежало на Русь от османского завоевания. Вторая версия: изменение в графике письма – это чисто местное русское явление, связанное с освобождением от монгольского ига и общим подъемом культуры. Скорее всего, повлияли оба фактора.

Полуустав из евангелия XV в.

Кроме полуустава, в это же время стали развиваться два других стиля. Первый – это скоропись, менее разборчивая, чем устав, зато очень быстрая. Ей писали документы, письма, иногда даже книги, и она была в ходу аж до XIX века. Скоропись вполне можно считать оригинальным русским изобретением. За пять веков существования появились тысячи скорописных почерков разной степени сложности и совершенства.

Второй стиль – это, конечно же, вязь. Здесь важно сказать, что вязь, как и полуустав, часто называют древнерусской, хотя в Древнерусском государстве ей пользоваться не могли, потому что оно перестало существовать за два века до появления вязи и полуустава. Прообраз вязи использовали и в Византии, но это были совсем не те сложные переплетенные и составленные буквы, которые сейчас называют вязью. XIV—XVII века были временем расцвета оригинальной русской письменности. В разных городах сложились разные школы вязи, писцы вырабатывали свои скорописные почерки. При этом полуустав менялся очень незначительно. Когда Иван Федоров создал на его основе первый русский типографский шрифт — он просто взял за образец готовый почерк.

Первая сверху — византийская прото-вязь, под ней — развитая русская вязь разных стилей

Мы уже упоминали османское завоевание. XIV и XV века были мрачными для всех, кто жил по соседству с этим могучим государством и исповедовал православие. Христианские народы один за другим покорялись мусульманам. Константинополь пал. У болгар, с древней родины которых к нам когда-то попали азбука и церковнославянский язык, возникли большие проблемы с производством книг. Нельзя было ни печатать, ни даже нормально писать их от руки. Литературу ввозили с территории Руси, и теперь графика болгарских букв попала под влияние русской.

Все шло прекрасно, пока не произошли великие реформы Великого Петра. Сейчас мы не будем давать им оценку. Наша цель — выяснить, кто же придумал русским новые буквы. Инициатором изменений был Петр, он отобрал новый знаковый состав, но со шрифтами все не настолько очевидно. Дело в том, что голландцы, которым был заказан первый шрифт, рисовали его по уже готовым эскизам. Автор эскизов неизвестен, но велика вероятность, что им был сам Петр. К тому времени кириллические буквы, похожие на латинские, уже существовали, и талантливый царь вполне мог взять их, переработав под свой вкус. В любом случае нельзя преуменьшать его вклад — голландцы рисовали под контролем Петра, который работал с ними как современный арт-директор работает с дизайнерами.

Снова вернемся к болгарам. К концу XVIII века некогда великое царство утратило и военную мощь, и культурное влияние. Болгария стала маленькой и скромной, продолжала страдать от турок, поэтому неудивительно, что до ее земель докатилась очередная русская волна, накрывшая болгарскую кириллицу с головой. С этого времени все наши братья славяне по очереди адаптировали свои азбуки под внешний вид русского гражданского шрифта.

Со времени реформ Петра прошло триста лет, мы пережили еще одну реформу письменности и вступили в эпоху цифрового дизайна. В последнее время в среде русских дизайнеров шрифта появился интерес к допетровским формам. Творческий поиск требует оригинальности, которую проще увидеть на расстоянии — в старинных почерках. Мы, конечно, всегда будем помнить людей, которые дали нам письменность, и страну, откуда она пришла. Но новое слово в очередной раз будет за нами.