На стадионах существуют особые места, более комфортные чем обычные открытые ряды с пластиковыми стульями. Сервис на них соответствующий: конечно, в зависимости от страны, самого стадиона и того, кто занял такое место. Места называются ВИП-ложами. В них не то чтобы по-королевски благодатно, но весьма неплохо. Значит устроился.
Так вот, недавно к спортивному журналисту Юрию Дудю (фамилия не вымышленная) заглянул в гости Артемий Лебедев. Это вызвало небольшой переполох, потому что Дудь, который всегда называл себя «чистокровным украинцем», неожиданно для всех поддержал Украину в 2022 и укатил из России. Получается, что идейный союзник РФ пришел к идейному союзнику УССР на допрос. Выдержал ли Тёма этот допрос — вне сферы интересов рубрики об истории дизайна. Мы сегодня коснемся других аспектов отношений «обеих сторон». История дизайна нам как всегда поможет.
Помимо возмутившихся, были и такие, кто подметил, что оба участника будто члены одной дружеской компании. Приятели тоже время от времени выясняют отношения. К тому же так вежливо, даже с комплиментами с одной из сторон и признанием собственной неправоты с другой.
Автор Иллюстры неоднократно подчеркивал: он не сторонник конспирологических теорий. Они кажутся ему нелепыми, смешными, а некоторые представляют собой самое настоящее мракобесие. Поэтому нынешняя статья не будет срывать покровы. Она даст читателю три отрывка, три части, три набора несвязанных между собой фактов. Связывают путь те самые конспирологи — строят свои смешные теории. Мы не такие.
I. Барьер
У обоих в семье мужчины-военные. На службе.
Никос Асимакопулос, прадед Артемия, был генсеком турецкой компартии. Родная сестра его жены Ифигения — то есть двоюродная бабушка Тёмы — служила там же шпионкой. Все эти люди были греками, поэтому понятна их работа против Турции. Ифигения вышла замуж за Александра Тимашкова, который сначала был назначен ее мужем по шпионской легенде. Сам Тимашков, кадровый сотрудник НКВД, занимался разработкой бомб для подрыва людей разной степени важности.
Таким подробностям мы обязаны воспоминаниям советского шпиона Наума Эйтингтона — сотрудника ЧК, позже генерал-майора.
Отец Юрия, Александр Петрович, сделал менее захватывающую карьеру. Он тоже военный, но скорее кабинетный: Академия Бронетанковых Войск, изобретательство, преподавание, должность заведующего военной кафедрой Бауманки.
Сам Дудь родился в ГДР. В Россию его семья переехала в 1990 году по причине слишком очевидной чтобы ее озвучивать.
II. Импорт
По стечению обстоятельств, и Артемий и Юрий связали свою жизнь с вещами, которые пришли в нашу страну из Англии.
На увлечении Дудя футболом мы сосредотачиваться не будем. Достаточно упомянуть, что любил он его с детства и видит в этом виде спорта «справедливость, которой нет в жизни».
Артемий, как всем читателям наверняка известно, один из самых важных русских дизайнеров. Сложно переоценить вклад его студии в веб и графический дизайн вообще. Она стала школой, ее почерк до сих пор узнается в работах многих именитых дизайнеров. Это все бесспорные заслуги, которые наша рубрика рассматривает отдельно от лебедевского щитпостинга. Он объясняется одной фразой: «Культура ЖЖ». Знаете, как есть футбол, который спорт, и «околофутбол» — который английский национальный вид мордобоя и поножовщины.
Что уже менее известно: слово «дизайн» пришло к нам из Англии. Там в сороковые годы барон Хью Дальтон основал благотворительную организацию Council of Industrial Design — ныне просто Design Council. Содержится на личные средства королевской семьи.
После войны «Совет» возглавил сэр Пол Райли. Он и привез нам «дизайн». Брат сэра Пола тоже служил, совсем как предки Артемия Лебедева, о которых выше. Служил послом Британии в СССР. Поэтому сэр Пол прилетел в СССР.
Прилетел и рассказал местной творческой публике, чем она на самом деле все эти годы занималась. Слово «дизайн» советским креативщикам понравилось, но не прижилось на официальной почве. После общения сэра Пола с редактором журнала «Декоративное искусство СССР» Юрием СОловьевым, издание не переименовали в «Дизайн СССР».
Сам Юрий Борисович также не начал называть себя дизайнером. Он остался «архитектором интерьеров». Именно так называли себя когда-то английские дизайнеры.
III. Архитекторы
Первым объединением творческих людей, которых можно считать этакими протодизайнерами, были английские Искусства и ремёсла. Движение это зародилось в викторианской Англии и тесно связано с социальными процессами, которые в то время в ней протекали. К примеру, многие из его членов жили вместе. Или смерти какого-нибудь архитектора или художника, его жена выходила за его друга.
Идеи у английских дизайнеров были разные. К примеру, Кристофер Дрессер был из тех, кто считал, что необходимо покончить с пышными украшениями мебели, посуды и прочих вещей. Он посещал Японию и вдохновившись изящной простотой японских вещей перенес ее на европейскую почву, таким образом став первым в мире идейным минималистом — за несколько десятилетий до русских и немцев.
В Искусствах и ремеслах Дрессера ценили и чуть ли не обожествляли. Тем не менее, одной из основных идеей там было преодоление «конвейерности» и шаблонности, которые породило массовое производство Второй промышленной революции. За спасением обратились к Средним векам и осмыслявшим их на свой манер художникам-прерафаэлитам. Поэтому то, что делали в Искусствах и ремеслах было довольно изящно и не по-простецки грубо как у уже упомянутых русских и немцев в двадцатые.
По образу Искусств и ремесел в России был собран Мир искусства. Мирискусники так же представляли собой пеструю публику. Они так же обращались к Средневековью — к русскому. Но не с целью борьбы с конвейером, а ради «возвращения к национальным корням». При этом среди членов кружка было много людей оппозиционных и даже радикально настроенных. Похожее было и в Англии: основатель Искусств и ремесел Уильям Моррис увлекался Марксом. Социально мирискусники походили на своих английских коллег. Одним из них был Сергей Дягилев, вокруг которого можно начертить большую и сложную схему очень близких взаимоотношений его друзей-коллег, недругов-коллег, протеже, etc. Автор как-то слышал такое выражение: «В Мире искусства Дягилев играл роль Оскара Уайльда». Мы забыли упомянуть, что ранний английский дизайн был связан с движением эстетизма, частью которого, как известно, являлся Уайльд.
Все эти люди обсуждали, спорили, занимались любовью, обманывали друг друга на крупные суммы денег, за спиной у друзей работали на конкурентов, а потом судились с этими друзьями, а потом ездили с ними на лазурное побережье Франции. В то время не было твиттера и видеохостингов — только пресса.
Русские мирискусники в итоге оказались рассеяны по всему миру. Но интервью с пристрастием им взять было не у кого, да и к ним вопросики возникали в основном у людей совершенно иного сорта. Англичане продолжали спорить, спать и творить у себя на родине. А русское представление окончилось.