В СССР была реклама. И даже был частный бизнес и даже не только в Грузии при Сталине? Помните НЭП? Никто не помнит. А ведь он был коротким и немножко странным временем, когда в СССР (бывш. «Россия») ненадолго возродилась почти нормальная коммерческая жизнь и сопутствующие ей дизайн с рекламой.
Сегодня заглянем в это время и посмотрим, что и как рекламировали нэповские газеты. Будем делать это на примере отдельно взятого издания: «Кино-газеты». Она выходила с 1918 по 1926 год еженедельно и состояла всего из нескольких полос. Тем не менее, в них есть чем полюбопытствовать.
Во-первых, нативная реклама. Надо сказать, что этот формат был очень распространен на протяжении всего существования СССР. Это было естественно для социалистического государства. оно производит все товары. Потом оно выпускает журнал, который рассказывает вам, к примеру, о новинках бытовой техники. Этот журнал или статья в каком-нибудь другом журнале или газете являются нативной рекламой, а ни в коем случае не беспристрастным обзором. Как по задачам, так и по форме.
Что мы и видим в «Кино-газете». На рекламной полосе нам предлагают фильм.
Спустя два номера, в той части где размещен контент, нам рассказывают об этом фильме. Главные достоинства: экзотические страны сняты не на фоне бутафории, а в реальных локациях. По тем временам это очень продающее свойство. В конце этого номера реклама фильма повторяется.
Обратили внимание на крамольное название? «Миллиарды» при том, оно не оригинальное, а адаптированное. все потому что СССР двадцатых был населен все теми же русскими из обыкновенного государства со свободой торговли и ведения любого собственного дела. Это были люди еще такие же как мы, еще не такие же как поколения наших родителей. Развлекать городского жителя того времени картиной про марксизм и колхоз «Ахалай-махалай» режиссера Ш-В Мордехая было бы экономическим провалом. Поэтому в страну везли ленты из Америки, Франции, Германии. Не без цензурного фильтра. Но тем не менее, поток был достаточно широкий. В более поздние времена от него остался тонкий ручеек.
Совсем без ахалая-махалая все-таки не обходилось.
И о советском брендировании. Его можно разделить на три категории: 1) старые названия, которые СССР донашивал за Россией, 2) вполне обычные бренды, которые могли появиться в любое время, 3) советский новояз.
В одной из реклам на нас с когтями бросается образчик третьего вперемешку с первым. Но тут все довольно запутано. Было «Нерон», а стало О.С.М.К.С. «Сплендид-палас». Каково? Вайбы «Имени XXVII съезда КПСС Люксури-виллидж».
Показалось.
Кино про наших паханов.
Рекламировали не только само кино, но и сопутствующие услуги или просто любые товары. Нэпманам, которых официальная пропаганда пыталась всячески выставить отсталыми негодяями и обманщиками, то же самое государство другой рукой предлагало снять рекламный ролик.
Услуги фотографии для широких слоев населения.
Прокат автомобилей. Для тех, кто устроился в новом мире получше.
И еще немного би-ту-би.
Если бы автор хотел развлечься в 1924 году, то он бы слепил из хлеба шахматы, ведь он давно сослан в Сибирь устроил себе кино-марафон из этих шедевров:
И да, если у вас возник вопрос, легально ли революционное государство ввозило и показывало картины своих смертельных классовых врагов — легально. Без санкций. Заплатив за все самые настоящие деньги. Ну а что?