Деревенский дизайн-код

Деревенский дизайн-код

Мы немало писали о том, какие мелочи продумывали раньше в русских городах. Но читатель наверняка осведомлен, что подавляющее большинство населения на начало прошлого века еще жило в селах. Неужели этих людей обходили вниманием и позволяли устраивать собственные анархо-коммуны с одним правилом: никаких правил? Нет и нет. Существовали в меру строгие, разумные правила как для планировки, так и для организации работы и безопасности. В них присутствовал даже эстетический момент. Взглянем на «Обязательные правила об устройстве селений Нижегородской губернии», изданные в 1914 году на основании сложившихся тогда порядков и законов.

Еще раз сошлемся на наши прошлые публикации. В старых русских городах до сих пор сохраняется видимый след правил застройки, унаследованных нами от греков. Особенно это касается размещения построек, ширины улиц и устройства видов из окна. Эти правила масштабировали и на село, только без учета таких тонкостей, как виды. Улицы, проезды — все должно было быть не уже определенного минимума.

Взаимное расположение построек было даже менее свободным, чем в городе. Деревни строились параллельными друг другу улицами. Сами улицы не могли быть сплошными ради пожарной безопасности. Постройки располагали группами по 2-6 согласно материалам стен и крыш. Дерево с деревом, кирпич с кирпичом — получалось еще и гармонично на вид. В пробелах между строениям прокладывали проезды, либо устраивали сады и огороды. Если земля в пробелах никому не принадлежала, то владельцев соседних домов обязывали засаживать их скорорастущими лиственными деревьями и ухаживать за посадками. Размеры пробелов определялись материалами крыш ближайших домов: чем огнеупорнее, тем уже.

Предусматривалась даже квартальная застройка для фабричных, железнодорожных и торгово-промышленных селений. В таком случае было необходимо сперва составить и утвердить план, а после строить и перестраивать только по нему. Частного произвола в урбанизации власти не допускали (квартальную застройку вполне можно назвать урбанизацией, сделав скидку на время и место). Что примечательно, при квартальной застройке запрещалось крыть крыши соломой, требовался как минимум тёс. Автор делает осторожное предположение, что это меры не только пожарной безопасности, но и имиджевые. Такая конфигурация села предполагала более современный вид.

Главным правилом деревянной архитектуры всегда было: строить так, чтобы не сгорело. Пожарные требования были обязательными, а в случае несоблюдения исполнялись в принудительном порядке. Заводы и любая деятельность, требующая огня, выносились подальше от остальных построек. Ограничения допускались для ремесленных сел, жители которых устраивали мастерские в собственных домах. Пожарной безопасностью в таком случае пренебрегали, чтобы не лишить людей источника дохода. Вероятно некоторые читатели своими глазами видели бани, стоящие вместо удобной близости к дому с колонкой у реки или пруда. Это тоже остатки былых строительных норм. Баня — место повышенной пожарной опасности.

В каждом селе в обязательном порядке должны были храниться передвижные пожарные помпы. К помпам прилагались летние колесные и зимние саночные шасси, бочки и прочий пожарный инструмент. Количество оборудования регламентировалось в зависимости от размеров поселения.

Забавно, что среди мер пожарной безопасности числился запрет «стрелять из огнестрельного оружия на дворах, усадьбах, улицах и пробелах между домами». С современным оружием он вряд ли был актуален. Наверное опасливый чиновник представил, как сельский дед, паля по воронам из старинного ружья, поджигал открытой искрой сено и уничтожал таким образом деревню. Стрелять внутри жилых помещений никто не запрещал.

Кажется удивительным, но в 1914 году в деревне существовали зоны без курения. Разница только в том, что сейчас запрещают дымить, а тогда важно было не уронить тлеющий табак на легковоспламеняемые материалы. Курить на сеновалах, конюшнях и на дворах строго воспрещалось. Даже на своей частной территории.

Противопожарные меры коснулись даже святого — чаепития. На территории дома разжиганием самовара можно было заниматься только в сенях, где обычно находились ведра с водой. Запрещалось делать это на дворе и на крыльце. Под двором здесь понимается не место перед домом, а хозяйственная постройка, полная дров и сена. Автор не возьмет на себя смелость утверждать, что именно это требование соблюдали неукоснительно. Зная о любви крестьян к чаю и распитию за столом прямо перед домом, можно представить, что домовладельцы хоть и осторожничали с искрами из самоварной трубы, но только так, чтобы это не мешало веселью.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!