В РФ много говорят о традициях и о том, как «мы» их храним и защищаем от разложившегося Запада. Также в РФ много ехидничают, что традиции либо очень новенькие, советского времени, либо вообще их нет, а вот посмотрите на *имя западной страны*. По мнению вашего покорного слуги, истины больше во втором утверждении, но вообще-то, стоит иметь еще и адекватную точку зрения, основанную хоть на какой-то реальности. Например, можем иметь ее мы. Давайте посмотрим, где искать.
Напоминаю, что далеко мы никогда не ходим, а глубоко не ныряем. Мы смотрим на дизайн. В сегодняшнем кейсе — городской. Урбанизм, короче. Или, может быть, его ненадобность.
Если вы не были в Суздале, то представьте деревню. Такие довольно симпатичные деревенские дома с наличниками, крашеные в разные цвета. Дома в хорошем состоянии, есть даже новые. Теперь расставьте их по асфальтовым улицам, присыпьте немножко кирпичной двух и трехэтажной архитектурой — Суздаль готов.
Ах да, не забудьте церкви и монастыри. Именно у монастыря и нашелся ответ на вопрос о традициях, которые Россия так ревностно бережет.
Одно из самых крутых впечатлений автора «Иллюстры» от Суздаля — горка у башни Спасо-Ефимиева монастыря. С нее дети катаются на ватрушках.
Рядом живут, окна домов выходят прямо на крепостную стену. На пути к гостинице, проходя по тропинке мимо детей, я вдруг подумал, что эти дети вырастут, и у них всё вот это будет их детскими впечатлениями. Катание с горки от старинной крепости, как катались их предки сто и пятьсот лет назад. Уверен, что для большинства читателей, как и для меня, это немного экзотика, сцена совершенно не будничная. А для них это норма. Люди в наше время растут в совершенно уникальных условиях. Так что когда они вырастут, то вот это катание на них повлияет. Отпечатается не только приятный процесс из детства, но и окружение. Если кататься с горки среди двадцатиэтажных домов, то окружение не будет частью приятного воспоминания.
И тут я понял, что ошибаюсь. Потому что весь город такой. Обычный суздалец даже не выделит среди прочего то, что катался с этой горки. Он на работу ходит мимо средневековых построек, может быть, даже работает в одной из них. Его дом и дома соседей выглядят как дома XIX века, и так далее, всё в таком духе. Он просто не подозревает, что живет в эстетическом пузыре. И он может совершенно не ценить этот пузырь по ряду причин, включая главную — для него вокруг сплошная обыденность. Норма. Он не попадает в чудом сохранившийся кусочек старины и красоты. Он слишком близко к ним и может их не видеть на таком расстоянии.
Дойдя до гостиницы, ваш автор беседовал с интерфейсным дизайнером и преподавателем Сергеем Гуровым о том, как всякие традиции могут отразиться в цифровом дизайне. А традиции в тот момент были прямо там, за окнами гостиницы. Такое не воссоздашь при помощи урбанизма и не перенесешь в другое место. Это опыт, который невозможно передать. Зато и местных, и приезжих можно лишить его, грубо вмешавшись в устоявшуюся веками среду. Чего, надеемся, никогда не будет.
Чего точно не будет, так это такого же озарения у людей, ответственных за лозунги и громкие слова из телевизора. Они продолжат воевать с ветряными мельницами. Да и Бог с ними. Важнее сделать так, чтобы тем детям с горки у монастыря в будущем не пришлось долго объяснять ценность опыта, который они получили, и того, что им вполне по силам сохранить и улучшить ту среду, в которой они живут. Это нам по силам, и для этого даже не придется копировать нью-йоркский парк в русской провинции. А с горки будут кататься еще очень долго, я уверен.