Спичечные этикетки обычно либо рекламируют собственный завод, либо безо всякой корыстной цели просто показывают симпатичную картинку. Существуют еще праздничные, юбилейные этикетки и даже этикетки с социальной рекламой. Но один их вид точно никогда не встречался в России до 1917 года — пропагандистский. Поэтому сегодня мы погружаемся глубже, в период 1917—1991.
Смотрим на разные этикетки с совершенно разной графикой и по-разному пропагандирующие советский строй и его достижения.
70 лет «Правде»
Правда на Руси существует не так давно.
День конституции
Гражданам напоминали, что в СССР существовал такой закон, как конституция. Зачем она и как ей пользоваться — попутно не сообщали, хотя, как правило, любая пропаганда конституции должна сопровождаться именно такой информацией. Было все-таки общее у русских в Союзе и британцев — и тем и другим не пригодилась конституция.
Памятник киевскому «восстанию»
Мы пишем «восстание» в кавычках, потому что трудно назвать этим словом боевое противостояние между украинскими националистами, захватившими власть в 1918 году, и местными большевиками. Большевиков победили, но победил не тот, кто надо, и только временно. Получается, что памятник — мученикам за коммунизм. Совершенно легитимный повод, надо сказать объективно.
Присоединение Якутии к России
Эти две этикетки настолько хороши рядом и настолько праздничны, что мы не считаем нужным их комментировать.
Белорусский национальный инструмент
Если вы не знали, то единение народов происходит следующим образом. Берете музыкальный инструмент, который есть у всех. Меняете в названии одну букву. Готово, объединение народов завершено. Метод почему-то напоминает «Абибас», есть у них кое-что общее.
Новый год
Этикетки к нейтральному празднику тоже затронуты пропагандой государственного строя. На одной ребенок в костюме космонавта указывает на красную звезду в небе, намекая, что to infinity and beyond — это направление к коммунизму. Также мы можем любоваться крупным планом пятиконечной звезды на елке. Пятиконечная звезда как елочное украшение — в принципе коммунистическая пропаганда. Она заменила традиционную шести-, восьми- и более лучевую Вифлеемскую.
Нет никаких «нас»
Некто, видимо, от лица граждан, обещает выполнить решения, с которыми граждане даже не знакомы. Тем не менее они их выполнят и даже ударно перевыполнят. Как минимум на бумаге. Слово «ударно», конечно, забавно смотрится в этом контексте. На этикетке его нет, автор просто хотел вставить в статью как можно больше насмешек.
Лефти мемес
Спичрайтер Брежнева напоминает о прогрессивной природе государства. Только диверсити, только эквити, только деколонизация. У нас с тобой всё общее, а что мое — то мое.
Это не этикетка, а лист с этикетками для коллекции.
Женская (рабочая) сила
Праздник освобождения женщины «от кухонного рабства» и прочих бед проиллюстрирован довольно подозрительно. Сегодня отдохните, а завтра — снова на завод.
«Газопровод» произносится с ударением на последний слог
Просто решили напомнить в заголовке.
И под конец нашего обзора немножко расслабиться, поглядеть на действительно интересные и крутые картинки — виды газопровода от Уренгоя через Помары к Ужгороду. Аж дух захватывает. Обратите внимание на флаги разных республик на логотипе компании. Это важно, об этом советский гражданин не должен был забывать ни на секунду. Газопровод, к слову, назван экспортным не по этой причине, а потому что через него газ пошел на экспорт в страны Западной Европы. Вот мы и вернулись в актуальные времена.