Вам выпала карта Смерти: как таро превратились в оккультную одержимость

Вам выпала карта Смерти: как таро превратились в оккультную одержимость

Это переводная статья из газеты «Гардиан», автор оригинала — Джонатан Джонс, перевод — Homa Keks


Изначально гадальные карты таро были невинной забавой для придворных дам эпохи Возрождения. Но из предмета искусства они превратились в атрибут черной магии, чем и считаются до сих пор. Как же так вышло?

Пока поезд мчится вперёд, искусствовед презрительно фыркает своим мыслям о том, что карты таро могут предсказать чьё-то будущее. Но он и его соседи по купе всё равно разрешают доктору Террору разложить колоду. И, одному за другим, всем в компании выпадает одна и та же карта. Смерть.

Эта леденящая душу сцена взята из фильма «Дом ужасов доктора Террора» 1965 года. Она показывает обычный сеанс гадания: многие люди используют карты, чтобы узнать будущее, помедитировать или войти в транс. В любом магическом магазине можно найти огромный выбор колод. Как раз к Рождеству (отличному времени для гаданий), издательство «Ташен» переиздаёт знаменитую колоду, созданную в 1910 году Артуром Уэйтом и Памелой Колман Смит. В комплекте с картами идёт буклет за авторством Уэйта, объясняющий мистические символы таро и значение всех рисунков: «Смерть: конец, смертность, разрушение, гниение. В перевёрнутом положении: инертность, сон, летаргия».

Художница Колман Смит воплотила оккультные идеи Уэйта в иллюстрациях. Надпись на лицевой стороне коробки гласит: «Самое популярное таро в мире». Эта колода стала первым набором таро, сделанным специально для эзотериков, и оказала огромное влияние на современные оккультные концепции.

Идею о том, что таро помогает раскрыть тайные знания, сложно назвать древней. Она вполне современная. Изначально таро создали для карточной игры: игроки выкладывали карты друг за другом, а тот, кто набирал больше всего очков, побеждал. Затейливые странные рисунки были нужны исключительно для того, чтобы запутать игроков и усложнить подсчёт очков. Но они были сделаны настолько мастерски, что это визуальное великолепие столетиями сбивало людей с толку. На самом деле, в таро не больше мистики, чем в фишках для покера. Однако есть важная особенность — это самая красивая карточная игра из когда-либо созданных. И именно невероятный дизайн помог таро обрести эзотерическую загробную жизнь после смерти самой игры.

Та самая сцена из «Дома ужасов доктора Террора»

Старейшие в мире сохранившиеся колоды таро дошли до нас из Италии XV века. Их заказывали богатые правители, которые выбирали оформление карт по своему вкусу и часто добавляли в них картинки, которые называли «триумфами». Сегодня эти карты известны оккультистам как «старшие арканы». В одном утраченном наборе, известном только по описанию из буклета, фигурировали языческие боги. Старейшая колода, которая частично сохранилась до наших дней — колода Кэри-Йель, созданная для Филиппо Марии Висконти, герцога Миланского. Она сочетает в себе образы, которые присутствуют в современном таро (Смерть, Влюбленные) с уникальными картами, до нас не дошедшими (Вера, Надежда, Милосердие).

Такие карты — не просто артефакты прошлого, а произведения искусства. Писатель Итало Кальвино использовал одну из «миланских сцен» в своем романе «Замок скрещённых судеб»: группа незнакомцев оказывается в замке, после чего все они лишаются дара речи. Чтобы рассказать свои истории, они используют таро эпохи Возрождения. Кальвино отдает дань уважения графическим шедеврам шестисотлетней давности и использует их, чтобы выразить суть мировой литературы. Герой-юноша, например, угадывает в себе образ Гамлета (этот роман весьма замысловат).

Еще одной особенностью колоды Кэри-Йель являются яркие образы женщин. Среди нарисованных персонажей присутствует дама — «рыцарь мечей», в платье с золотыми крапинками, восседающая верхом на лошади с поднятым оружием в руках, в сопровождении женщины-пажа. Фактически, все четыре масти олицетворяют сильных женщин. Это типично для рыцарской культуры итальянских дворов эпохи Возрождения. Она же вдохновила придворного поэта Ариосто включить женщину-рыцаря Брадаманту в свою эпическую поэму «Неистовый Роланд», на столетия опередившую «Игру престолов».

Смерть из колоды Висконти

Этот рыцарский образ возвращает нас к истокам таро — игры, в которую играли придворные в перерывах между турнирами и зрелищами. При дворе мужчины и женщины участвовали во всевозможных развлечениях. Женщины, которые играли в эти карты, вероятно, хотели бы видеть в них свою репрезентацию. Например, на карте Силы из той же колоды Кэри-Йель, женщина без особых усилий усмиряет льва, разжимая его челюсти голыми руками.

Символизм ценился при миланском дворе сам по себе, как своего рода забава: это можно заметить в геральдических знаках и таинственных символах, которыми Леонардо да Винчи заполнял свои записные книжки. Таро также было игрой, а не мистической практикой. Да, магия была чрезвычайно популярна в эпоху Возрождения, но в ней использовались каббалистические ритуалы и талисманы, а не карты. Любопытно, что в ранних колодах нет карт Дьявола. Если предположить, что они и существовали, то, похоже, были украдены и уничтожены.

Карточные игры скорее всего, возникли в Китае. В Европу они попали в 1300-х годах. Таро было одной из первых европейских игр с большим количеством козырей и системой «взяток». Колоды таро эпохи Возрождения — это эксперимент с самой механикой игры, её оформлением и стилем. Художники стремились проработать все детали и найти интересные образы. Однако, за их загадочностью скрывается стандартный набор из четырёх мастей — кубков, монет, посохов и мечей. Масти, с которыми мы ближе знакомы — бубны, крести, пики и червы, были изобретены во Франции чуть позже. Однако, они быстро стали более популярными, потому что их было легче изобразить. Они добрались до Италии к 1590-м годам, если судить по картине Караваджо «Карточные шулеры»: на ней игрок прячет за спиной крестовую четверку и семёрку червей.

Несмотря на это, игра в таро не исчезла. Вместо этого она демократизировалась. Марсельское таро, которое появилось на юге Франции в XVII веке, заменило изысканные иллюстрации раннего Ренессанса более грубыми и откровенными изображениями, подходящими для широкой аудитории. Но даже эти карты, с застывшими фигурами, чёткими черными линиями и простыми однотонными красками, обладают собственной художественной силой. Доктор Террор вытаскивает карту Смерти именно из марсельской колоды.

По мере того, как эта карточная игра устаревала и забывалась, она начала обрастать новыми трактовками. С расцветом готических романов и новой волной интереса к сверхъестественному, в конце XVIII века примитивные образы марсельского таро обрели необычайную силу. С тех пор оккультисты увлеклись таро — и потеряли из виду его историю.

Одиозный маг Алистер Кроули утверждал, что таро берет свои истоки в древнеегипетской книге Тота. Уэйт, соавтор самой известной переизданной колоды, сам был известным оккультистом из лиги Кроули, хотя рассматривал таро как нечто общемифологическое. Новые карты в стиле иллюстраций эдвардианской эпохи переосмысливают концепцию таро, подчёркивая оккультизм. В них, например, масть монет заменена на пентакль – распространённый символ в магии. Пентакль также нарисован на карте Дьявола, нависающего над двумя обнаженными сатанистами, прямо между его изогнутыми рогами. Несмотря на приятную цветовую палитру, карты Уэйта-Колман Смит показывают зловещий мир магии начала 1900-х годов, со свечами, заклинаниями и тайными ритуалами в загородных особняках.

История таро — это буквально инверсия истории. Мы считаем себя рациональнее своих невежественных предков — но на деле, карточная игра, в которую когда-то играли ради развлечения, в наше время получила второе рождение в качестве инструмента предсказания судьбы и духовного самопознания.

Далее, все эти фокус-покусы вдохновили современных художников. Сальвадор Дали рисовал таро. Его уникальная колода сочетает в себе пышность ар-нуво с поп-артом. Кроме того, в ней есть автопортрет художника в виде карты Мага. Сюрреалисты прославляли бессознательное и иррациональное, и таро Дали стало самой сюрреалистической из его поздних работ. Французская художница Ники де Сен-Фалль решила сделать более масштабный проект: ее Сад таро в Тоскане представляет карты в виде гигантских разноцветных скульптур, приглашающих побродить по лабиринту знаков и погадать на ходу.

Карты из колоды Дали

Возможно, нет никакой связи между современной мистикой таро и его происхождением — за исключением одного факта. Смерть всегда была рядом. На старейшей упаковке карт Висконти, она изображена в виде скелетообразного трупа, который торжествует над грудой мертвецов, среди которых есть и священники. Это классическое для позднего Средневековья изображение победы смерти над всеми социальными слоями людей. В истории таро, под современными наслоениями фантазий, лежит реальная связь с мрачной старой Европой. Временем, в котором смерть подстерегала на каждом шагу.

Карта Смерти превращает игру в таро в идеальное развлечение для длинных зимних вечеров, в которые так хочется пощекотать себе нервы. Только не играйте в неё в поезде с попутчиком по имени доктор Террор, вся колода которого, похоже, состоит из карт Смерти.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link