Чему учили картинки для маленьких

Чему учили картинки для маленьких

Перед нами учебник 1878 года для обучению сразу чтению русского текста и церковнославянского. Задача, которую сегодня разделили бы на две, в старой России не считалась чем-то особенно сложным, а читать на обоих языках было необходимо. Более того, учебник перед нами передовой и его современники видели в нем более простую и эффективную модель обучения. В то время Россия переходила со буквослагательного метода обучения чтению к звуковому. Если кратко: детей перестали заставлять заучивать названия букв и составлять из них склады и слова. Переходили сразу к слогам как к минимальной единице.

Но нас книга интересует более не педагогическими новшествами, а иллюстрациями. Которые тоже несомненно были частью педагогического процесса. Маленькому ребенку объясняли как читать и походу показывали мир и важные вещи, которые государство желало бы пораньше вложить в головы подданных. 

Напоминаем, что то был закат эпохи Александра II — правителя, известного весьма своевременными социальными и экономическими реформами, подарившей нам с вами, например, массовую коммерческую рекламу. Печать в те годы развивалась очень быстро, и визуальная составляющая книг и журналов только набирала вес.

Большая часть иллюстраций нейтральна. Просто изображения того, что написано текстом.

То, что показывать картинки в качестве вспомогательного материала к обучению — эффективный метод, было известно у нас еще в Средние века. 

Дальше можно сделать для себя пару интересных открытий. Например «русский» изображен как крестьянин в поле.

Сегодня некоторые жалуются на то, что такие ассоциации якобы сложились в советскую эпоху, потому что она формально воспевала крестьян и их жизнь, а на деле прижимала русскую интеллигенцию и недолюбливала образованного городского человека как такового. В этом есть доля истины. Всего-лишь долька. Тяга к народу у просвещенного класса всей Европы появилась еще в XVIII веке на волне моды на пасторальные сюжеты, а в России XIX века внимание к простому мужику было приковано по причине, что он, в отличие от образованного городского господина (по мнению этого господина) сохранил нечто более древнее и русское, что надлежало вынести на свет. А там и до рождения нации было бы недалеко.

Неожиданная деталь для XIX века — это чум.

Сегодня мы знаем, что такое чум, потому что просветительскую работу с нашими родителями провели рассказчики анекдотов про чукчей. Автор воздержится от цитирования, так как, кажется, а наше время они попадают под понятие хейтспича. В любом случае было бы интересно узнать, как реагировали дети на непонятный шалашик со странным названием. Разумеется, автор как настоящий евроцентрист думает только о европейской части России, и просит у сибиряков и жителей Дальнего востока отнестись к этому со снисхождением.

Вот он! Государь! Наконец мы увидели руку государства. Впрочем, никакими особенными славословиями портрет не подкреплен. Аналога юных октябрят, выражающих почтение, тоже еще не придумали.

А еще пока не определились с тем, как изображать животных. Птицу взяли с серьезной научной иллюстрации, а вот зубр и слон явно нарисованы согласно средневековой традиции, которую мы знаем по религиозной литературе. Ладно, дети как-нибудь поймут, как выглядит настоящий вол, и без книжки.

Еще наверное что-то поймет щенок, которому мальчик показывает буквы. Вам должен быть знаком этот образ. Дети зачем-то учат читать своих собак в книжках и в наше время.

Завершает галерею коллективный портрет многонационального народа Земли. Кто к каким народам относится, не подписано. Разберетесь?


И на этом всё. Помимо отрывков из религиозных текстов и изображения царя нами не было найдено ничего, относящегося к идее. Хорошо это или плохо? По мнению автора букварь довольно симпатичный. И точно современный и неплохой. Работу свою он делал. А вот какую работу проделают над подрастающими умами буквари нашего времени, мы увидим еще не скоро. Слава Богу, этот вопрос будет занимать кого-нибудь другого еще через 150 лет.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link