Кто придумал простой дизайн?

Кто придумал простой дизайн?

У нас в России плохо знают, насколько авангардное течение в русском искусстве повлияло на дизайн в других странах и каков его вклад в международный стиль. Этот факт не является частью школьной программы или пунктом в списке гордости у государственной пропаганды. Что является огромным упущением, потому что факт общепризнан и стоит только его подобрать, стряхнуть пыль, прикрепить к пиджаку и ходить с гордо выпяченной грудью. 

Гордиться нашими десятыми-двадцатыми не помешают никакие идеи. С одной стороны, все искусство тех лет создано людьми, получившими воспитание и образование в несоветской России. С другой, значительная часть их произведений несет в себе прогрессивные идеи разной степени радикальности. Каждый найдет себе место на этом компасе, если не решить быть уж совсем занудным и идейно озабоченным, но таких людей мы дразним и осмеиваем. 

Теперь перейдем к части про awareness. Если вы чем-то сильно гордитесь и рассказываете всем, что ваша страна, семья или вы лично сильны вещью N, то готовьтесь к сопротивлению. Хвальба вызывает обратную реакцию. Вашу историю разберут на кусочки, залезут в гуглы и найдут, что «на самом деле…» — далее прилагается обоснование того, что ваша гордость основана либо на выдумках, либо на чужих заслугах и так далее.

Поэтому держите небольшую охапку соломы. Постелите ее аккуратно, чтобы мягко приземлиться, если вдруг у вас найдется настолько эрудированный собеседник, что ему найдется чем крыть ваш русский авангард, малевичей и стулья из гнутых труб. 

1851 год, в Лондоне проходит Всемирная выставка. Она проходила в огромном и совершенно фантастическом по тем временам павильоне, сделанном полностью из стекла на чугунном каркасе. Недавно мы писали о нем и о реакции, которую он вызвал у некоторых современников. 

Значительную часть экспонатов составили вполне обычные картины, мебель и посуда достаточно типично и пышно украшенные. Некоторым художникам бросился в глаза контраст между этими предметами и машинами, представленными тут же. Машины все сочли прекрасными. Их формы были новыми и свежими для глаза, а особенности технологий и конструкции делали их эстетически приятными. С последним были согласны не все, но победила именно точка зрения, что машины хороши. А вот все эти кресла, обитые тканью с мелкими розочками… К тому же они ежедневно напоминали британским подданным о том, что они не задают тон в искусствах, а только являются подражателями и ведомыми. Особенно англичанам не хотелось быть ведомыми французами —  это такая старая травма. Но не будем углубляться в чужие комплексы, давайте дальше.

Организаторам выставки контраст между позолотой и сталью не понравился и решено было действовать. Был основан Департамент науки и искусства, а также открыта Школа Южного Кенсингтона, известная сейчас как Королевский колледж искусств. Для Школы разработали сложную и разнообразную программу с опорой на научные знания. Одна из специальностей даже называлась «Национальные ученые». Фактически это и были первые профессиональные дизайнеры, потому что они совмещали владение художественными искусствами и ремеслами с современными научными знаниями, которыми активно пользовались в творчестве.

Одним из преподавателей Школы был Роберт Дрессер. Он сразу перешел к делу, взяв важные для англичан предметы быта и сделав из них следующее:

Для вас, вероятно, на картинке нет ничего необычного. Никого сейчас не шокируешь чайником в форме кубика. Другое дело, что созданы эти продукты в 1879 и 1880 году. Ни в России, ни в Германии еще не пахло дизайнерскими революциями. Больше того, у нас расцветал неорусский стиль, который имел разные воплощения, но точно не был отказом от украшений. Наши национальные дизайнеры искали себя в народе и высоком искусстве Средневековья, а не пытались сбить со зданий лепнину. По крайней мере, тогда.

Для Дрессера же традиция была безвкусной. Она презентовалась на Всемирной выставке кучей бабушкиных вышитых подушек, которые на фоне быстрых и блестящих машин казались бесконечно устаревшими. Во всяком случае, таково было мнение части тогдашнего креативного сообщества Британии.

Набор столовых приборов дизайна Дрессера. Подставка для тостов с заглавной картинки этой статьи — также его.

Сходство конечного продукта с тем, что позже будут делать немцы и русские действительно велико, но вот источники вдохновения разные. У нас опирались на сами машины, промышленную эстетику. Дрессер же делал свою посуду под впечатлением от японского искусства. Очевидно, не стоит вдаваться в подробности, насколько японцы преуспели в создании лаконичных и прекрасных вещей. Дрессер хорошо знал японское прикладное искусство и даже смог привить его британской общественности. 

Второй опорой дрессеровского стиля была ботаника, которую он преподавал студентам. Да-да, те самые розочки на бархате. Только не совсем. Розочки у него превращались в условные схемы. Но не просто в художественных целях. Дрессер, объясняя ученикам «конструкцию» растений, рисовал их упрощенно и схематично. Его пособия выглядели как готовые орнаменты. Для создания орнаментов ботанику в школе и преподавали.

Итак. Русский модернизм — достаточно самобытное явление. Он вдохновлялся как индустриализацией, то есть международным явлением, так и местными особенностями. Но он, безусловно, был подготовлен движениями в английском искусстве так же, как промышленная революция в России была подготовлена таковой в Англии. В этом нет постыдного, это просто один из фактов движения идей между странами. И все же интересно, сколько всего нам подготовили англичане, не правда ли?

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link