Русский русский модерн

Русский русский модерн

Считается, что дизайну в его современной форме дало старт движение Искусств и ремесел, зародившееся в Викторианской Англии. В то же самое время в России переживал подъем интерес к народному искусству и Средним векам. Русские, в отличие от англичан, не противопоставляли свое ручное производство промышленному, а лишь стремились придать современному искусству национальные черты. Сегодня речь пойдет о мебели и дизайне интерьера в русском стиле — направлении модерна, созданного под влиянием русской старины и народного творчества.

Вам наверняка будет приятно узнать ещё об одном отличии России от Англии: среди основателей движения к национальным корням здесь не было марксистов. Кроме того, не в пример английским мастерам, русские художники с самого начала не старались в точности повторить средневековую мебель. Страна была полностью захвачена стилем модерн, который котировали люди с самым разным бэкграундом: от дворян до богатых староверов. Поэтому наши дизайнеры и оформители поняли, что успех придет только в том случае, если сделать русский стиль современным. В мастерских ставили разные эксперименты, встречались даже попытки делать почти точные копии крестьянской мебели. Но подавляющее число стульев, столов и шкафчиков принадлежало в первую очередь стилю модерн, а уже во вторую имело русский колорит, как его понимал тот или иной дизайнер. Вообще, именно русский стиль у нас занимал значительную часть модерна. В 1902 году в Москве состоялась выставка, посвященная этому направлению, которое тогда еще только набирало силу. Кроме двух комнат, обставленных иностранными дизайнерами, и нескольких русских подражаний, на ней также были представлены две комнаты, построенные по проектам Ивана Фомина — одного из самых прогрессивных и смелых представителей русского стиля.

Разумеется, ни живописцы, ни мебельщики не смогли бы начать работать без справочного материала. Во второй половине XIX века уже издавались авторитетные источники, на которые дизайнеры могут опираться до сих пор. В 1825 году художник, архитектор и историк Федор Солнцев по результатам многолетнего исследования оставил труд «Древности Российского государства», в котором зафиксировал сохранившиеся на тот момент предметы быта, мебель, народные костюмы и декор зданий. В 1870 году под руководством директора Строгановки Виктора Бутовского вышло издание «История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям», иллюстрированное его студентами. Эта книга оказала сильное влияние на живопись, иллюстрацию, архитектуру и скульптуру — на примеры из нее часто опирались художники и дизайнеры при создании своих произведений в духе русской старины.

Главными центрами по дизайну и производству мебели в русском стиле стали Абрамцево, Талашкино и Сергиев Посад. Мастерская в Абрамцево была основана женой знаменитого бизнесмена и мецената Саввы Мамонтова — Елизаветой Мамонтовой, совместно с художницей Еленой Поленовой. Талашкинская мануфактура и культурный центр работали под покровительством и художественным руководством княгини Марии Тенишевой, а в Сергиевом Посаде расположился филиал Строгановского училища, поставлявший кадры и идеи. Магазин, торговавший мебелью и предметами быта мастеров из Талашкино, находился в Москве и пользовался большим успехом. Абрамцевская же школа была настолько мощной, что создала целый промысел — абрамцево-кудринскую резьбу, а мебель из Абрамцево даже подделывали в других европейских странах.

Наследие этих культурных центров пережило их создателей: предметы в русском стиле продолжали возить на международные выставки уже из Советского Союза вплоть до сороковых годов. В 1936 шкафчик работы Василия Ворноскова даже взял золотую медаль на выставке в Париже. И до сих пор существуют небольшие мастерские по реставрации и производству новой мебели в русском стиле.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link