Изобретатель велосипеда

Изобретатель велосипеда

Война всегда сопровождается не только жертвами от пуль и снарядов. У граждан воюющих сторон включается режим «среди нас враги» — начинаются погромы, переселения и аресты. Иммигранты и их потомки с иностранными фамилиями сидят, не поднимая головы, даже меняют имена. Во время Первой мировой немцы во всем мире скрывались таким нехитрым образом. Но только не герой нашего сегодняшнего рассказа. Он все сделал наоборот — видимо, что иностранному немцу смерть, то русскому коммерческий успех.

Александр Александрович Лейтнер был русским немцем из Риги, любил спорт и такую модную новинку как велосипед. Он родился в 1864, а коммерческий велосипед появился в 1878, был страшно модным и еще страшно несовершенным. Юный Саша хотел не просто ездить на велосипедах, он хотел их делать. Чтобы освоить профессию, он отучился в реальном училище, а после уехал во Францию, которая на тот момент была центром велосипедных инноваций и мод. Проехавшись по нескольким странам, получив знания и опыт, в 1886 году двадцатиоднолетний Александр вернулся в Россию и открыл мастерскую по выпуску собственных велосипедов. Первая модель называлась «Россия»: в год выходило всего двадцать штук, но денег с их продажи хватало для расширения производства. Новую фабрику, открытую в 1890, Лейтнер также назвал «Россией». Такой простой бренд, вероятнее всего, был выбран из-за того, что он был говорящим — производство велосипедов Лейтнера стало самым первым в стране.

Патриотический настрой компании совпал с событием эпохи — Всероссийской выставкой-ярмаркой 1896 года в Нижнем Новгороде. Это была сверкающая витрина страны, которая должна была показать миру наши самые крутые достижения. За «Россию» Лейтнер взял на выставке приз, что стало лучшей рекламой. Продажи взлетели, компания вышла на иностранный рынок и даже открыла один магазин в Париже. Специально для экспортных моделей сделали локализованную версию эмблемы на понятном покупателям языке, с надписью «Russia».

Надо сказать, что Лейтнер не просто следовал за модными тенденциями и спекулировал на патриотизме. Его компания шла в ногу с остальной индустрией, тогда еще очень молодой, а в некоторых собственных разработках даже опережала конкурентов. Лейтнер рано понял, что будущее за двигателями, и начал выпускать модели моторных велосипедов, которые позже развились в первый отечественный мотоцикл. Но главным применением двигателей были, конечно, автомобили — Александр Александрович и тут являлся в некотором роде пионером. «Россия» выпустила под собственным брендом первое в России авто, в котором все, кроме некоторых узлов, было местного производства. Коммерческого успеха модель не имела, потому что фабрика держала высокую планку качества, а таможенные пошлины на иностранные узлы были менее выгодными, чем импорт машин в разборе.

Грянула Первая мировая, к промышленникам потекли заказы. Лейтнер и компания получили контракт на десять тысяч дорожных велосипедов от Главного Военно-технического управления, вместе с перспективой на дальнейшие заказы. Это стало еще большей удачей и возможностью для пиара, чем нижегородский приз. Поэтому Лейтнер принял решение дать марке собственное имя. Оно и раньше значилось на логотипах и в рекламе, но сами велосипеды, мотоциклы и автомобили назывались просто «Россия». Во время войны с немцами замена названия страны на немецкую фамилию где-то (возможно в другое время, да?) вызвала бы скандал, но в лояльности и патриотизме Александра Александровича никто не сомневался, да и называть свои компании по фамилии было тогда более привычным, чем брать специальные названия.

История марки заканчивается так же, как и почти все остальные истории того времени. Вы знаете, что произошло во время войны, куда отправились все фамилии, имена, бренды, «России» и сама Россия. Фабрику «Лейтнер» эвакуировали в Харьков, подальше от линии фронта, и впоследствии на ней продолжали делать велосипеды. Сам Александр Лейтнер эмигрировал в Италию.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link