Налево до упора: 87.7 FM — это бывший телеканал

Переводы Плакаты Технологии

Все мы любим мистику постиндустриальной и сверхинформационной эпохи: разного рода «нулевые каналы», УВБ-76, «Вайомингские инциденты». Но реальность такова, что за всем этим скрываются либо фантазёры с имиджборд, либо какие-то вполне осязаемые лица, объекты и обстоятельства, не имеющие под собой никакого мистического обоснования.

Так, например, многие из нас всё еще смотрят телевизор, а кто-то возможно продолжает слушать радио (ну хотя бы в автомобиле). Но мало кто знает, что тысячи семей Великобритании ещё продолжают смотреть чёрно-белое телевидение, потому что так банально дешевле.

И таких примеров «приспособленчества» вокруг множество: сегодня мы расскажем о том, как бывший аналоговый телеканал стали использовать для нужд нишевых радиостанций: опять же, потому что так выгоднее.

Оригинальный материал был опубликован на tedium.co. Перевод для Local Crew подготовил Антон Зарезов.

Слушаете 87,7 FM? Это не радиостанция, а бывший 6-й аналоговый телеканал. Возможность открыть на нём вещание представилась случайно, но в Чикаго воспользовались ей сполна.


Телестанция в радиоэфире – это не только название чертовски хорошей музыкальной группы, но и одна из незадокументированных возможностей аналогового телевещания, на пути к забвению оставившего нам забавный артефакт. Когда цифровое телевидение пришло на смену аналоговому, горстка рисковых радиовещателей воспользовалась открывшейся возможностью и запустила FM-вещание на частотах старых аналоговых телеканалов, при этом большие планы Федеральной комиссии по связи США на эти частоты были откровенно проигнорированы. Этот шаг вызвал немалые споры в мире теле- и радиовещания. Сегодня мы поговорим об особых сверхвозможностях 6-го канала – аналоговой телевизионной станции, вещающей в частотном диапазоне FM-радио.

87,76 МГц

Это место на шкале FM-радиоприёмника занимает 6-ой телеканал, вещающий в УКВ-диапазоне на частотах от 82,0 до 88,0 МГц. Частота 87,7 МГц технически недоступна для части радиоприёмников, но легко ловится автомагнитолами, в особенности предустановленными в старые автомобили. Поскольку телевещание в УКВ-диапазоне использует стандарт аудио аналогичный радиовещательному FМ-диапазону, его также можно услышать по радио. (Если вам интересно, верхняя часть FM-диапазона используется для связи в гражданской авиации).

Как переход к цифровому телевидению проложил путь «радиостанциям-франкенштейнам»

Переход к цифровому телевидению в 2009 году должен был полностью уничтожить аналоговое телевидение и заменить его цифровым эквивалентом, которому нужна была бы значительно меньшая полоса частот.

Причин для перехода было несколько. Одной из них было желание найти альтернативное применение используемым аналоговым телевидением частотам. Так, мобильные операторы с плохо скрываемым нетерпением ждали, когда Федеральная комиссия по связи США выставит на аукцион эту освободившуюся неиспользуемую полосу частот.

Большая часть радиостанций была готова принять участие в аукционе, но регулятор установил невероятно высокую начальную цену: Федеральная комиссия по связи приобрела у телевещателей предполагавшиеся к реализации частоты за 86,4 миллиарда долларов, что, как любезно уточняет The Wall Street Journal, превышает общую рыночную капитализацию T-Mobile и Sprint (прим. переводчика: операторы мобильной связи, занимающие 3 и 4 место на рынке США). Частичным оправданием столь высокой цены может служить тот факт, что Федеральная комиссия по связи предложила множеству местных телеканалов значительные денежные выплаты в обмен на полный отказ от эфирного вещания в пользу кабельного и спутникового.

Но на аналоговом фронте в итоге осталось несколько не сдавшихся бойцов и большинство из них так или иначе связаны с 6-м каналом. И вот почему: несмотря на то, что аналоговые телевизионные станции с высокой мощностью сигнала были вынуждены в 2009 году покинуть эфир, маломощным телевизионным станциям (LPTV) разрешили продолжить аналоговое телевещание и после этого срока. Некоторые станции с лицензией на вещание в УКВ-диапазоне на 6-м канале взяли на вооружение приятный побочный эффект аналоговой технологии и воспользовались предусмотренным исключением, чтобы начать радиовещание, немного расширив тем самым FM-диапазон.

Эти станции, получившие в отрасли прозвище «станций-франкенштейнов» за свою двойственную сущность, обязательно должны были транслировать хоть какой-нибудь видеосигнал. Но это требование, по сути, стало всего лишь формальностью, позволявшей обойти федеральные правила. От сложившейся ситуации в выигрыше остались некоторые категории слушателей, обойдённые вниманием традиционных радиостанций. Она также позволила ряду небольших станций, таких как ориентированная на латиноамериканскую аудиторию La Mega из Кливленда с позывными WLFM-LP, прочно занять своё место в FM-радиоэфире.

Проблема стала настолько масштабной, что в 2014 году Федеральная комиссия по связи отложила отключение маломощного аналогового телевещания, де-факто легализовав псевдо-FM-радиостанции, и запросило у участников рынка их мнения по данному вопросу.

В феврале 2015 года, отвечая на запрос Комиссии по связи, La Mega заявила, что радиостанция играет важную роль в жизни местного латиноамериканского сообщества и что аналогичные станции не менее востребованы своими слушателями.

В своём ответе радиостанция также подчеркнула, что «лицензиаты бывших телечастот, в настоящее время ведущие на них радиовещание, содействуют развитию общей конкурентной среды в своих сообществах и оптимальному использованию частотного диапазона в духе Раздела 307 (b) Закона о связи».

Но вот что примечательно: большая часть ответа La Mega была посвящена критике Национального общественного радио. Почему так? Потому что Национальное общественное радио яростно ненавидит «станции-франкенштейны».

В письме, направленном в Федеральную комиссию по связи в январе 2015 года, Национальное общественное радио открыто выступило против разрешения использования маломощных телевизионных станций для FM-радиовещания: «Считаем, что широко разрекламированный Комиссией переход к цифровому телевидению должен вылиться в нечто большее, чем маскировка маломощных телевизионных станций под аналоговые FM-радиостанции». Подобная риторика Национального общественного радио не должна вызывать удивление, так как у него был весомый повод для беспокойства.По сути, «станции-франкенштейны» работают за пределами частотного диапазона, выделенного для частных вещателей, таких как Национальное общественное радио или столь любимые Полом Вестербергом университетские радиостанции. Теперь же, по воле случая, станции с выданной Федеральной комиссией по связи лицензией на телевещание в УКВ-диапазоне на 6-м канале получили доступ в радиоэфир. Национальное общественное радио провело обширное исследование и пришло к выводу, что радиотрансляции на 6-м телеканале могут создавать помехи FM-радио. La Mega не согласилась с подобными выводами и в уже упомянутом выше ответе на запрос Федеральной комиссии по связи выразила следующую точку зрения: «Поддерживаем ранее озвученное Комиссией мнение, что лишение станции доступа к радиоэфиру будет однозначно противоречить интересам общества».

Чикагская ретрорадиостанция своим необычным форматом бросает вызов традициям радиовещания

На протяжении десятилетий феномен телевещания в радиоэфире представлял собой не более чем незапланированную особенность частотного диапазона.

Но в 2008 году на закате эры аналогового телевидения эта особенность внезапно стала представлять практический интерес. Популяризацией подобного формата радиовещания мы по большей части обязаны телекомпании Venture Technologies, запустившей пробные трансляции в Чикаго в 2009 году сразу же после отключения аналогового телевещания.

Venture решила начать со стиля альтернативного кантри, очевидно надеясь завоевать симпатии местных фанатов группы Wilco. Но после недолгого поиска компания наткнулась на золотую жилу. Ею стал смус-джаз. Спустя считанные часы после запуска вещания Venture сменила свой формат на смус-джаз, быстро завоевав внимание слушателей, предпочитавших мягкую, а не раздражающую музыку.

Со временем смус-джаз потерял былую популярность и Venture покинула радиоэфир, попутно объявив причиной ухода сложившуюся неопределённость со статусом своей FM-частоты. Позднее лицензию на радиовещание на этой частоте получали различные компании, каждая из которых пыталась экспериментировать с форматами, транслируя то альтернативный рок, то спортивное радио, то даже просто ретранслируя передачи AM-радиостанции WGN в FM-диапазоне.

Но, пожалуй, самый интересный из форматов – это последний. Переосмыслив недавно набравшую популярность тенденцию на создание дочерних цифровых каналов, телепрограмма которых состоит исключительно из невероятно старых передач, владеющая телеканалом MeTV компания Weigel Broadcasting в 2015 году заключила лицензионное соглашение на право управление радиостанцией, которая с тех пор вещает под брендом MeTV-FM и позиционирует себя как ретростанцию, которая не боится ставить в эфир композиции, пролежавшие на полке несколько десятилетий.

Станция без тени сомнения ставит музыку таких исполнителей, как Джеймс Тейлор, Air Supply и Пол Саймон, иногда являя миру образцы, которые нечасто можно услышать на волнах других ретрорадиостанций. Стратегия работает: MeTV-FM находится в топе предпочтений радиослушателей несмотря на то, что некоторые автомагнитолы не могут принимать её сигнал. В марте 2016 года станция получила наивысший рейтинг из всех, которые когда-либо получали «радиостанции-франкенштейны».

MeTV-FM получила отличные отзывы от поклонников эфирного радио, один из которых, Брюс Дэвид Яну, сам являющийся владельцем интернет-радиостанции, записал видео, на котором слушает MeTV-FM ​​по дороге на работу. На своем веб-сайте Vinyl Voyager Radio Яну написал: «Вероятно, MeTV-FM – первая станция в городе, которая осознаёт, что настоящую конкуренцию ей составляют не другие эфирные радиостанции, а интернет-радио – в основном Pandora и Spotify. Радиостанция пытается предложить слушателю настолько же разнообразную музыку, что и интернет-вещатели. И это работает».

В 2015 году Пол Рийсмандел, один из авторов издания Radio Survivor, пристально следящего за феноменом «станций-франкенштейнов», утверждал, что успех, которого добилась эта радиостанция, может побудить Weigel Broadcasting расширить присутствие в бывшем телевизионном, а ныне радиодиапазоне частот. «Помимо того, что MeTV-FM является подпольной FM-станцией, она привлекает внимание тем, что, по общему мнению, предлагает свежий взгляд на старый формат вещания», – написал Рийсмандел. «Будет ещё более удивительно, если радиостанция сможет перейти на настоящую стандартизированную FM-частоту».

Вспоминаю, что в моём детстве возможности, которые давало телевещание в радиоэфире, были сродни волшебству. Если мы не могли посмотреть мультфильмы субботним утром, этот трюк позволял нам хотя бы прослушать любимые песни из Muppet Babies в аудиоформате.

Тогда я ещё не знал, что это было всего лишь следствием искажения радиоволн, но был уверен, что за этим явлением скрывается что-то важное для меня. Быть свидетелем того, как старая технология в новом облике возвращается в твою жизнь, – потрясающее ощущение. Приходит понимание того, что при наличии правильных инструментов человек может придать устаревшей технологии нужную ему в настоящем форму.

В апреле 2015 года вступила в силу очередная отсрочка отключения маломощных телевизионных станций, но никто не знает, как долго она ещё продлится. Так что пока «радиостанции-франкенштейны» остаются в эфире, их владельцы стремятся заработать как можно больше денег.

Помимо конфликта альтернативных и традиционных радиовещателей существуют трения между радиовещателями и операторами мобильной связи, стремящимися в последние годы заполучить свою долю освобождающихся частот. В 2015 году Национальная ассоциация вещателей США впервые озвучила проблему массового отказа производителей телефонов от активации встроенных в телефоны FM-радиоприёмников. Несмотря на то, что соответствующие микросхемы изначально предустановлены в большинстве из них.

Те же самые производители телефонов, расширяя в своих аппаратах диапазон и типы принимаемых частот, вызывают серьёзные изменения на телевизионном рынке. Но сам факт существования таких станций, как MeTV-FM, подчёркивает крупнейшую проблему индустрии эфирного радио в целом: острый дефицит частот в FM-диапазоне.

В 2015 году в журнале Radio блогер с ником The Wandering Engineer предложил Федеральной комиссии по связи США продать диапазон частот вокруг 6-го телеканала AM-радиостанциям, которые изо всех сил стараются выжить в современных условиях: «У большинства есть приёмники, которые почти нормально ловят 6-й канал. Расширить FM-диапазон вниз – не такая уж большая проблема, и это имеет гораздо больше смысла, чем относительно недавнее предложение расширить AM-диапазон вверх. Уплотнение исчерпавшего ресурс диапазона сработает так же «успешно», как в своё время работало кровопускание».

Скорее всего, это предложение является чем-то вроде несбыточной мечты, но мы шаг за шагом приближаемся к пределу технологии, которая по-прежнему нам полезна, доступ к которой есть у большинства, и которой не хватает всего лишь немного большей гибкости и разнообразия. Возможности наших смартфонов поражают воображение, но эфирное радио как пассивное, не зависящее от мобильных операторов средство передачи информации, безусловно, заслуживает шанса на дальнейшее развитие. Было бы неплохо расширить доступный радиовещателям частотный диапазон и добавить одну-две станции к ныне существующим. Появление новых игроков уменьшило бы проблему однообразия радиоэфира, снижающую привлекательность радио для потенциального слушателя.

А наши телефоны, в свою очередь, вполне обойдутся чуть более узкой полосой частот.

я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти