Предлагаем взглянуть на недавнее прошлое глазами тех, кто изображал его по свежей памяти. И на сей раз это будет не любящий взгляд, а воинственный.
Альбом «Первая конная» вышел к формальному юбилею Первой конной армии большевиков, фактически созданной в 1919 и реорганизованной после окончания войны в 1923. К последней дате и приурочена печать.
Но мы не будем распространяться о самой армии и том, как она выглядела — хотя визуальная часть Гражданской безусловно интереснейшая тема. Мы взглянем «за плечо» героям фотоснимков и постараемся разглядеть то, что к 1938 году уже становилось далеким прошлым, картинками из иной эпохи, отделенной от нас скрипучим железным занавесом. Помимо пропагандистского содержания в книге есть множество интересных деталей, которые мы не потеряли благодаря вот таким случайностям. Намерения выпускающих людей в данном случае нам не важны. Важно, какой визуальный опыт получали читатели, и что мы сами можем извлечь из материала.
Открывает галерею обложка. Удивительно, но в годы борьбы с религией, и прежде всего с православием, как с частью идеологии старого государства, кто-то придумал разместить на ней визуальную цитату с иконы.
Правда здесь инвертированы цвета. Красный на иконах не обозначает ад и адских чудищ эксклюзивно, но автору сразу вспомнилась семейная икона, на которой у змия была страшная голова, будто со снятой кожей. Впрочем, это всего лишь личные детские впечатления. А по картинке можно сделать вывод, что традиционная русская культура тогда еще была крепче новой советской. К народу обращались через знакомые образы. Образы, которые несмотря ни на что стояли в каждой избе и даже в некоторых квартирах.
Также совершенно без негативного контекста публикуется фото Буденного в форме «царской России».
— Что вы делали до 1917 года?
— Ну что делал, то и делал.
На самом деле здоровый подход и верный шаг с точки зрения советской пропаганды. И форма Буденному идет.
Знакомый всем по военным захоронениям тип памятника. Это не советское изобретение, но именно он закрепился.
Немного странным автору показалось то, что снимки так сильно отретушированы. Кажется, что они должны сохраниться хорошо. Тем более, что здесь представлены разные фото. Автор не курит трубочку, но желание затянуться ей появились.
Досадная опечатка. Картинка подписана как «снятие памятника в 1918 году», а заголовок говорит об ином. Будто кто-то пытается запутать нас.
И еще одна интересная идейна вещь — уже про наше время. Воззвание коммунистов в старой орфографии. Тогда она еще не стала «признаком белого человека».
«Сфоткай нас, будто стреляем в буржуев во всех концах света».
Он что, бессмертный?
Ставший мемом ватник сто лет назад выглядел точно так же, как и сегодня.
Здесь хочется пошутить сразу про белую вину и Russians are not white, но обзор не про это, так что идем дальше.
Приказ с текстом на фоне надписи на броневике. Да не просто написанной, а выполненной объемными буквами. Очевидно, что здесь мы видим «парадное» оформление Добровольческой армии. К слову, в те же тридцатые русские буквы традиционного вида вяло пытались приравнять к символам немецких национал-социалистов. Но инициатива заглохла.
Внизу немецкий, а сверху тот, что у вас на паспорте.
Очень крутой расписанный поезд. Интересно, сбегались ли на него посмотреть люди, или побаивались. Все-таки шла война, мало ли.
Автор снова просит прощения у читателя за то, что удержаться от публикации смешной картинки крайне трудно.
И наконец, снова соединение несоединимого. По крайней мере, как мы привыкли считать. Надпись на танке не вымарана, его имя указано. Вероятно как раз в целях пропаганды? Ведь получается, что изображенные красные воины отвоевали Святую Русь у «белых». В любом случае спасибо ответственным лицам за сохранение частички нашего военного дизайна. Могли бы и полоснуть избежать напоминания о Руси и тем более святости.
А заканчиваем мы просто эффектной иллюстрацией. Самолеты над головами всадников явно подрисованы, но это не делает картинку хуже. Все вместе призвано демонстрировать прогресс и мощь уже современной читателю армии 1938 года. Здесь тоже видна заметна отсылка к старой культуре. Ряд воинов, лес пик, а в небе парят ангелы-хранители.
Правда, зная, что случится через год, а потом через три, подпись читается совершенно иначе.