Без души

Без души

Средневековье — это красиво, интересно и если нужно, то очень мрачно и атмосферно. О мраке мы сегодня и поговорим. Это будет фантазия на тему того, что произойдет, если русский геймдев встанет с колен и начнет выдавать ААА-игры хотя бы пару раз в год. К чему нам готовиться?

Иностранные компании уже перепахали средневековый сеттинг вдоль и поперек. У них было все или почти все. Впрочем, сегодня нас интересует только одно направление. Мрачные и атмосферные игры с нечистью, ужасом и проклятиями навроде Dark Souls или Blasphemous. В общем, готика. 

С готикой есть одна проблема. Она не переносится на нашу почву. Ну никак. Легко можно сделать подобие Фоллаута, придумав постапок в России в любой период от стимпанка до наших дней. Или нечто вроде Биошока, только с местной политикой. Но вот заставить русских воинов бегать по темным каменным коридорам… Так, стоп, заставить-то их можно. Это ведь игра. Заставить — легко. А вот сделать так, чтобы люди почувствовали, что это про них, про их культуру, про их прошлое и чтобы это все действительно было основано на реальной культуре и реальном прошлом, подобно Atomic Heart, нет ровно никакой возможности.

В православии отсутствует необходимый для мрачно-готичного сеттинга элемент. Мрачности нагнать можно, но не той мрачности, что мы видим в играх о Западной Европе. 

Во-первых, если хочется соблюдать хотя бы приблизительную достоверность, то необходимо отказаться от каменной архитектуры. Или почти отказаться. Ладно, с архитектурой есть возможность выкрутиться. Если пойти совсем фэнтезийным путем и, как вариант, строить города с крепостями из белого камня во владимиро-суздальском стиле. Он как раз довольно близок к Западу и с соответствующими серо-коричневыми фильтрами может вполне зайти.

Намоделить таких замков — и вперед (Дмитриевский собор во Владимире)

Если архитектуру мы немного притянули за уши, то с религиозной философией точно не выйдет. В России не было католической морали и всех ее пугалок про дьявола, который не то что потом заберет, а наверняка уже забрал ваши души или вы сами их ему продали. Социализация человека с нечистой силой в православии происходит очень редко. Попробуйте вспомнить хотя бы одну не авторскую сказку, где фигурирует договор с чертом и которая не пришла к нам с Украины, подглядевшей сюжет у своих польских захватчиков. 

Заменить персонажей еще можно. Вытащить истории про фанатиков, надеть на них монашеские рясы, исписанные вязью. Но опять же, это будет пустая оболочка. Православие больше про святость, чем про наказание за грех и те органы, которые осуществляют исполнение наказаний. А народные представления — про поиски сейфспейса, ушедшего под воду, а не про jewish tricks против слуг князя тьмы или попытки отрубить ему голову большим мечом с +15 ко всем характеристикам. И тем более не про сбыт своих душ за мелкий прайс. Да пусть и за крупный.

Все любят схимников, и они выглядят колоритно даже в жизни, безо всяких романтических добавок

Неудобно получилось, конечно. Мы обделены тем, что стало мировым достоянием. Те же Души — это не европейский и не американский продукт, а аж японский. Японцы создают игры о воображаемой Западной Европе. Мы, конечно, тоже можем так. Но раз поставлена задача придерживаться собственной почвы, то, видимо, придется искать другие темы. Благо, их тоже достаточно. И у нас люди истязали себя, других, устраивали самосожжения и много всего интересного, во что можно завернуть неплохой сюжет и бойкий экшен. При этом повторимся: христианский Запад и христианский Восток никогда не будут вместе.

Есть еще один путь, но он нежелательный. Это приписывание своему прошлому несуществующих черт. Так уже делают и не только в России. Например, жонглирование оборотами вроде «русской хтони», «русской смерти» и прочего в этом же духе являются следствием экзотизации прошлого и непонимания культуры людей, живших до нас. Получается, что мы смотрим на них и говорим: «Эти странные русские». Не очень хорошо выходит, в общем. Лучше подобного избегать. 

Проблема в том, что ради сеттинга наподобие западноевропейского нам пришлось бы настроить кривое зеркало на слишком высокую степень искажений. Это будет уже вредно для массового восприятия своей культуры как по содержательной части, так и по визуальной. 
Подытоживая, можно сказать, что если русский геймдев встанет с колен, то он непременно обратится к средневековой тематике. Будет ли в играх настоящее русское Средневековье или как минимум узнаваемый и относительно корректный его образ — зависит от понимания проблемы самими игроделами.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link