Почему мы сомневаемся в себе?

Почему мы сомневаемся в себе?

Культура Переводы Плакаты

Сомневались ли вы когда-нибудь в себе? Конечно. Все с этим сталкивались.
Неуверенность постоянно мешает нам жить, заниматься любимым делом и общаться с людьми.

Но как можно побороть эту гадость? Мы перевели замечательный текст из блога «Human Parts», в котором раскрываются три основных правила неуверенности в себе.
Узнав о них, вы сможете навсегда забыть об этом неприятном свойстве человеческой психики, если примените выводы на практике.

Завидуете? Хотите бросить работу? Не уверены, что сможете реализовать мечту? Тогда этот текст для вас. Ниже много весёлых иллюстраций, которые мы тоже заботливо перевели на русский (никогда в жизни не использовали так много Comic Sans).

***

Из всех эмоций, с которыми я борюсь, самая тяжелая – это неуверенность в себе.

Чтобы дать вам представление о наших с ней хрупких отношениях, приведу некоторые из вопросов, с которыми неуверенность в себе обычно ко мне обращается:

«Эй, ты. Да, ты. Твоя работа хоть когда-нибудь будет хороша?»

«Ты действительно думаешь, что сможешь вырастить этот блог в нечто финансово жизнеспособное?»

«Почему бы тебе прямо сейчас не сдаться и не заняться чем-нибудь другим?»

Это не те вопросы, на которые было бы приятно отвечать, но самое неприятное в том, что они могут возникнуть в любой момент. Даже когда дела идут хорошо, и я доволен своей работой, стоит мне проверить аналитику своего сайта или прочитать замечательную статью другого человека, я сразу ставлю под сомнение все, что делаю.

Я знаю, что я не единственный, кто борется с неуверенностью в себе, поскольку она в значительной степени сопровождает любое значимое усилие. Однако интересно то, что это одновременно дефект и особенность; помимо облака негатива, которое она поднимает, у неуверенности есть и полезные свойства.

Неуверенность в себе полезна, потому что показывает, насколько что-то важно в нашей жизни, а также стоит ли действительно к этому стремиться или не стоит. Если у вас нет никаких сомнений относительно работы, которую вы делаете, вы, вероятно, недостаточно заботитесь о ней, поскольку дерзкая уверенность и небрежность, как правило, являются близкими родственниками.

Редко можно услышать, чтобы кто-то сомневался в качестве своей работы на должности, которую ненавидит – такие люди понимают, что оценка «достаточно хорошо» позволяет спокойно продолжить день. Сомнению нет места там, где все занимает безразличие.

Так что, если вы сомневаетесь в том, что делаете, то поздравляю – вы нашли что-то стоящее вашего времени. Но не радуйтесь слишком сильно, так как с другой стороны неуверенность в себе может быть катастрофична в моменты, когда нужно двигаться вперед.

Если оставить все как есть, неуверенность может парализовать вас и помешать сделать то, что имеет наибольшее значение. Страх быть отвергнутым может помешать осмысленной работе, терпению, которое необходимо, чтобы действовать на перспективу, и, что самое ужасное, помешает взять лучшее от единственной жизни, которая у вас есть.

Способность заглушить неуверенность в себе – это сверхспособность, и она будет одним из величайших активов, которым вы можете обладать на протяжении всего творческого пути. Но для того, чтобы развить этот навык, нужно сначала понять механизмы, из-за которых возникает неуверенность в себе. Если хорошо изучить правила, согласно которым она действует, можно лучше подготовиться и противостоять ей всякий раз, как появляется один из её паттернов.

Ну, к счастью для нас, сейчас самое подходящее время для этого. На днях у меня была ожесточенная битва с неуверенностью в себе, и когда я успешно погнал её в пещеру, неуверенность выронила свод своих правил.

Пролистав книгу, я с удивлением обнаружил, насколько она лаконична, и что само существование неуверенности в себе подчинено всего трем правилам. Иногда самые сложные человеческие эмоции могут быть сведены к простым паттернам, и оказывается, что неуверенность в себе не является исключением.

Я хочу поделиться с вами этими тремя правилами, но в книге есть краткий пролог, который тоже стоит изучить. Это введение рассеивает самое распространенное заблуждение о неуверенности в себе, и только после его осмысления три правила обретут наибольший смысл.

Итак, с учетом сказанного, давайте откроем этот древний свод правил и нырнем прямо в него.

Пролог: сомнение в себе на самом деле не связано с самим собой (с собственным «я», с личностью)

Часто говорят: «ты сам себе злейший враг». Это утверждение особенно любят бросать креативщики. Логика этого клише звучит примерно так: все сомнения – это внутренняя борьба, которая рождается изнутри. В конце концов, никто не говорит вам сомневаться в себе, кроме вас самих, верно? Как только вы осознаете, что сами создаете собственные страхи, вы должны вырваться из них и победить тот внутренний голос, который мешает вам быть самим собой.

В соответствии с этим обоснованием неуверенность в себе возникает как независимый барьер, который вы сами построили, и с которым вы сами должны столкнуться. Все начинается – и заканчивается – с вас.

https://miro.medium.com/max/1500/0*92l5cD0lWKBW_l8P.png

Если рассматривать неуверенность в себе как героическое превозмогание, она может показаться даже чем-то романтическим, но это не имеет отношения к действительности.

Сомнение возникает только потому, что мы живем в мире, где принято сравнивать собственный прогресс с прогрессом других. Всякий раз, когда мы сомневаемся в себе, мы на самом деле сомневаемся в своей способности соответствовать тому, что считаем возможным. И, нравится нам это или нет, наши ожидания строятся на возможностях, которых другие люди либо уже достигли, либо близки к их достижению.

В конце концов, мы не были бы писателями, поварами или музыкантами, если бы не было писателей, поваров или музыкантов, которые демонстрировали жизнеспособность этих форм искусства до нас. Вот почему грань между вдохновением и сомнением может быть тонкой – те самые люди, вдохновившие нас следовать своему призванию, могут также заставить нас сомневаться в себе, когда мы думаем, что не в состоянии достичь тех высот, которых достигли они.

Это показывает, что сомнение возникает не по нашей собственной воле; оно возникает потому, что мы живем среди огромного сообщества творцов, влияющих на ту планку, которую мы устанавливаем для себя. Такое окружение коллег, наставников и общественных деятелей мотивирует нас делать большую работу, но также может заставить нас сомневаться в своих действиях, когда нам кажется, что это не так хорошо, как делают другие.

https://miro.medium.com/max/1500/0*KJ0O1iklulJeFWZi.png

В конечном счете, неуверенность в себе куда больше связана с тем, как вы оцениваете свои отношения с другими, чем с внутренней борьбой против себя самого. Как только мы поймем, каким образом наше восприятие других влияет на ощущение собственного прогресса, мы будем лучше понимать, как справиться со страхом, бросающим на нас неуверенность в себе.

Теперь, когда мы познакомились с сообществом творцов и тем, насколько тесно оно связано с нашим самоощущением, мы готовы внимательно рассмотреть те самые три правила, которым следует неуверенность в себе. И конечно же, вполне логично, что Правило №1 имеет прямое отношение к тому, как мы смотрим на всех остальных в этом сообществе.

Правило №1: переоценивайте способности других и недооценивайте свои собственные

Этот простой механизм помогает неуверенности проскользнуть в ваше сознание. Всякий раз, когда разрыв между тем, что вы делаете, и тем, что сделали другие, увеличивается, вам кажется естественным поставить под сомнение свой прогресс, независимо от того, делаете ли вы вообще какие-либо шаги вперед.

Любопытно, что этот разрыв определяется вашим восприятием места, на котором вы находитесь относительно других, а не реальностью. Например, кто-то, кого вы считаете намного опережающим вас, может думать, что вы продвинулись гораздо дальше, чем он.

Это связано с асимметричной природой творчества.

Для любого произведения существуют две противоположные стороны восприятия: с точки зрения зрителя и с позиции его создателя.

Зритель может увидеть только готовый продукт – отшлифованный результат, который представлен широкой публике. Зритель не видит всех неудачных версий, бесчисленных часов практики, выброшенных в корзину черновиков или бессонных ночей, ушедших на создание проекта.

Единственное, что имеет значение для зрителя – это то, как звучит песня, как развивается финал фильма или как читается книга, которую он только что снял с полки. Все, что имеет значение для зрителя (конечного потребителя) – качество итогового результата.

Однако сторона творца – это прекрасный беспорядок, в котором только вы способны ориентироваться. Как создатель, вы должны пройти через каждый пугающий шаг процесса, чтобы взять это семя идеи, которая когда-то жила в вашем мозгу, и превратить его в то, чем вы гордитесь, то, что готовы представить другим.

Каждый шаг этого процесса – тренировка способности определять, что кажется правильным, а что нет, когда принимать советы других, а когда их игнорировать, когда двигаться вперед и когда сократить свои потери.

Как вы понимаете, все эти шаги являются протоптанными тропинками для неуверенности в себе, чтобы прийти и всё захватить. В конце концов, творец должен действовать уверенно, но вполне естественно, что в перерывах между принятиями решений верх над нами берет сомнение. Все-таки, переосмысление себя в моменты, когда ваша работа так много значит для вас, тоже вполне естественно.

Сомнение и неуверенность являются естественными препятствиями для любого творца, но когда мы смотрим на работу других, то видим лишь уверенность и завершенность. Это происходит потому, что мы всегда будем зрителями чужих работ, но единственными создателями своих собственных. Мы постоянно сравниваем законченные работы других с неравномерным и запутанным процессом создания собственных, что и приводит нас к переоценке чужих способностей:

https://miro.medium.com/max/1500/0*zHBPxxWDgJ_n6tjo.png

В то время, как недооцениваем свои собственные:

https://miro.medium.com/max/1500/0*W6yvohhnSc9DUXNM.png

В действительности же все ощущают сомнения и неуверенность так же, как и вы, но вы не можете этого видеть, поскольку не живете в их головах. Эта неспособность осознать различие между творцом и зрителем создает иллюзорную пропасть, в которой живет неуверенность в себе, и отсюда следует второе правило:

Правило №2: завидуйте тому, чего достигли другие

Если первое правило объясняет, почему мы сомневаемся в себе относительно других, то второе правило делает это сомнение частью вас, превращая его в нечто разрушительное.

Зависть – это сложная эмоция, восходящая к выживанию и половому отбору, но в области творчества она имеет особенно вредное свойство.

Творчество в значительной степени связано с сообществом и коммуникацией – даже если большая часть ваших трудов выполняется самостоятельно, они не достигнут широкого распространения, если не обсуждаются с людьми, и результат работы, которую вы делаете, в значительной степени зависит от вклада других. Отношения – будь то личные или сугубо интеллектуальные – это силы, формирующие то, что для вас важно, и самые близкие из них влияют на чувство принадлежности больше всего.

Учитывая это, зависть научилась хитрому трюку, который грозит полностью разрушить чувство принадлежности.

Зависть имеет неприятную способность вспыхивать особенно сильно по отношению к людям, которые вам ближе всего. Потому, что она появляется исключительно в отношении тех людей, с которыми вы можете легко себя сравнить. Таким образом, вопреки здравому смыслу, зависть сильнее всего среди сверстников, друзей и семьи:

И слабее всего по отношению к тому, кто может быть чрезвычайно успешным, но слишком далек от вашего образа жизни:

Философ Бертран Рассел хорошо суммирует этот феномен. Нищие не завидуют миллионерам, хотя, конечно, они будут завидовать другим, более успешным нищим.

Зависть захватывает знакомых и любящих людей, которые должны быть частью вашей системы поддержки, вместо этого превращая вас в источники неадекватного восприятия, заставляющие сомневаться в себе еще больше.

Если Правило №1 создает разрыв между вами и другими творцами, то Правило № 2 укрепляет этот разрыв, отворачивая вас от наиболее значимых для вашей жизни людей. В конечном счете, все, что у нас действительно есть – это наши сверстники, друзья и члены семьи. Но если вы воспринимаете их жизнь через призму зависти, ваше ощущение собственного прогресса всегда будет измеряться относительно их, и вы будете рассматривать окружающих как источники конкуренции, а не маяки вдохновения.

Именно здесь неуверенность в себе может вырасти до такой степени, что ее голос становится громоподобно убедительным. Вы не только думаете, что не оправдываете возложенных на вас ожиданий, но и больше не можете найти утешения в самых близких вам людях, потому что зависть взяла верх.

Именно здесь неуверенность в себе делает замах, чтобы нанести свой решающий удар в форме своего последнего правила:

Правило №3: Сделайте так, чтобы увольнение казалось рациональным решением

Во многих отношениях осуществление любого значимого начинания – это выбор в пользу каменистого пути неопределенности. Мало того, что финансовая стабильность приобретает форму большого вопросительного знака, но еще и неясно, может ли вообще существовать спрос на вашу работу.

Бывают моменты, когда кажется, что всем без разницы, чем вы занимаетесь, несмотря на всю энергию и усилия, которые вы вкладываете. Вам может казаться, что единственной реакцией на вашу работу является звенящее молчание, заставляющее вас задаться вопросом, почему вы вообще решили потратить какое-то время на это дело.

А если добавить к этому вашу уверенность, что другие способны на большее, чем вы (Правило № 1), то разумным будет казаться всё бросить. В конце концов, какой смысл подвергать себя мучениям, если вместо этого можно сделать что-то другое, имеющее более предсказуемый результат? А что, если вы не можете не завидовать людям из вашего ближайшего окружения (Правило № 2)? Не кажется ли вам, что бросить всё начатое – наиболее разумно в данной ситуации?

Это фатальные вопросы, которые неуверенность в себе забрасывает в ваше сознание, чтобы вы навсегда отказались от своих возможностей. И для многих людей эти вопросы будут звучать достаточно убедительно, чтобы всё закончить, собрать вещи и уйти без намерения вернуться.

Способность звучать как рациональный голос разума – венец неуверенности в себе – величайшая тактика, которая снова и снова мешает людям делать любимую работу и раскрывать свой потенциал.

Но, как и всё остальное – это, всего лишь, один большой хитрый трюк.

Дело в том, что неуверенность в себе живет исключительно в настоящем; она знает только то, что можно увидеть и пережить в данный конкретный момент. Она не может представить никакого будущего, где результаты улучшаются с течением времени, где ваша уверенность растет с каждой выполненной задачей, а неуверенность уменьшается по мере продвижения вперед.

Вместо этого она аккумулирует все разочарования, которые вы испытываете в данный момент, и заставляет вас чувствовать, что так будет всегда. Она видит, что вы потратили 10 часов на создание поста в блоге, набравшего всего пять просмотров, и убедит вас, что каждый отдельный пост, который вы создадите позже, будет иметь тот же результат. Она говорит вам, что сегодняшние результаты станут завтрашними неизбежностями, и что эти результаты будут распространяться на все последующие месяцы и годы.

Но, конечно, истина далека от этого. Все значимые усилия и успехи требуют времени, чтобы сформироваться и развиться, и такой тип долгосрочного мышления – то, чему мы все можем научиться. Однако, когда неуверенность захватывает наше сознание, мы начинаем верить, что результаты, которые мы получаем сегодня, будут таковыми вечно…

…когда на самом деле это всего лишь небольшая часть гораздо более длинного временного горизонта, который выглядит примерно так:

Делая значимую работу, вы должны быть в состоянии обменять краткосрочное разочарование на долгосрочный прогресс. Хотя может показаться неразумным продолжать сегодня, все обретет смысл только тогда, когда пройдет достаточно времени, чтобы вы могли увидеть, насколько далеко вы продвинулись.

В моем случае, когда я сомневаюсь в себе, основываясь на текущих результатах, то стараюсь помнить, что мне стоит рассматривать свою писательскую карьеру через призму десятилетий, а не дней. Так что, если пост, написанный мной сегодня, не нашел отклика у читателей – ну что ж, это всего лишь один пост из многих, которые мне предстоит написать в течение более длительного периода времени. Даже если на какое-то время все застопорилось, я осознаю, что все еще строю фундамент для периода роста, который еще не наступил.

Всякий раз, когда мы можем рассматривать сегодняшние творения как необходимые шаги к будущему, мы в состоянии заглушить крики неуверенности в себе, требующие нашего внимания. Если мы можем взять на себя обязательство играть в долгую игру, это смирение приносит ясность, которая поможет сосредоточиться и приготовиться к вызовам, ожидающим нас сегодня.

Итак, теперь вы знаете три простых правила, которым подчиняется неуверенность в себе. Они не сложны, но удивительно эффективно мешают нам делать значимую работу.

Теперь, когда мы знаем все трюки, которые использует неуверенность в себе, вот три вещи, которые помогут успешно заставить ее замолчать:

1. Перестаньте быть таким суровым к себе, и отдавайте себе должное там, где это необходимо. Только вы знаете о той борьбе, которая стоит за выполненной работой. Всякий раз, когда вы сравниваете себя с другими, помните, что вы видите их готовый продукт, пока чувствуете боль от каждого шага вашего творческого процесса. Это несправедливое сравнение, поэтому не используйте его как мерило того, насколько хорошо вы делаете свою работу.

2. Избавьтесь от зависти и вдохновляйтесь своими сверстниками. Самый большой трюк зависти – вспыхнуть сильнее всего именно среди людей из вашего ближайшего окружения. Вместо того, чтобы чувствовать себя лишним в компании своих сверстников, осознайте, что зависть – это лишь маленькая мерзкая дрянь, и замените ее благодарностью за то, что эти люди вас окружают. Рассматривайте свой жизненный путь как вдохновение для возможных свершений, и в результате станьте более сильным творцом.

3. Игнорируйте краткосрочные результаты, а вместо этого играйте в долгую игру. Если вы нашли что-то, над чем вам нравится работать, скорее всего, вы захотите делать это долго. Поэтому, даже если вы не видите желаемых результатов сегодня, просто знайте, что вы медленно строите себе мостик к будущему прогрессу. До тех пор, пока вы можете рассматривать свою работу через призму десятилетий, а не дней, вам удастся подавить в себе сомнения и продолжать работать над тем, что делает вашу жизнь такой значимой.

 

я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти я обязательно выживу нажми, чтобы спасти