Давайте делиться (часть первая)

Давайте делиться (часть первая)

Русские размножаются расколами, и вот пришло время творческих профессий. Если вы дизайнер, остались и не держите фигу в кармане, то ото всего, что говорится и происходит вокруг, у вас должны неизбежно зашевелиться в голове кое-какие мысли.

Творческим людям свойственно осознавать себя через свою профессию. Поэтому от дизайнера стоит ждать не только его личных переживаний на тему того, что он русский в 2022 году. Его видение своей профессии тоже скорей всего изменится. На стороне уехавших уже очень активно создают свой визуальный язык. Это естественное желание. Ты уехал, отделился, задекларировал это словами и образами. 

Вот и оставшиеся тоже хотят чего-то такого. Проблема в том, что у них нет готовой картины мира. 

Если вы интернационалист калифорнийского разлива, то все просто. Вы плывете по течению трендов, вставляете в свои работы отсылки к «Гарри Поттеру» и «Звездным войнам», рисуете аватарки с радугой. 

Готового продукта для современной русской популярной культуры пока не существует. А самобытности хочется. Желание выделиться естественно для любого, кто занимается искусством, пусть даже самым прикладным на границе с инженерным делом. Самый простой прием выделиться — это отделить себя от чего-то большого и мейнстримного. Например, дизайнеры могут попробовать отделиться от некой «западной культуры», о которой сейчас так много говорят. Но культура это ведь то, что создано в прошлом. Значит, нам надо посмотреть на свое прошлое и попробовать разобраться, насколько русский дизайн западный, возможно ли от его обособить… и самое главное — надо ли?

Автор полностью разделяет ту точку зрения, что у человека творчества рано или поздно должны проснуться амбиции делать нечто отличное от общего потока. Делать свое в масштабе личности могут единицы. Гораздо проще быть частью национальной школы. К тому же, это приятно. Быть особенным, при этом частью сообщества. Удовлетворяются сразу две человеческие потребности. И не только самого дизайнера, но и окружающих, то есть потребителей его дизайна. Если в дизайне где-то находится место национальным особенностям и они хороши, то стоит этому радоваться.

Вопрос в том, где западное, а где свое — ответ неутешителен для всех сторон, если не усыплять себя теориями, которые более опираются на художественное видение реальности, чем на добросовестное прочтение академической истории.

Предположим, сейчас у нас противостояние с неким Западом. Так говорят. Смотрим, что представляет собой западный дизайн. Голландия, Швейцария, США? Пожалуй. Сегодня в мире доминирует то, что называют «интернациональным стилем». Считается, что он нейтрален, хотя нейтральность — это тоже самобытность, просто наиболее распространенная. В частности, если бы вместо гельветики мы использовали полуустав, то он бы считался нейтральным. Наверняка для этого потребовались бы некоторые манипуляции с формой, но здесь автор подразумевает, что русский шрифт претерпел бы необходимую эволюцию. 

Интернациональный стиль — это то, что вы сейчас видите на своих экранах. Шрифты без засечек, крупные фотографии, отсутствие обильного орнамента. Основой дизайна является текст, который тоже избавлен от украшений. В начале своей истории интернациональный стиль отказался от рисунка в пользу фотографии. Фотографию в последние годы часто заменяет иллюстрация в плоском стиле, которая теперь ассоциируется с корпорациями. Ее тоже можно считать частью международного дизайна. 

Вот такая картина на всем земном шаре.

Но если вы пойдете в Википедию читать про интернациональный стиль в дизайне, то узнаете, что его еще называют швейцарским стилем. Получается, что у нас доминирует национальный стиль этой страны? Не совсем так. Чтобы не ступать на зыбкую почву, автор просто скажет, что границы между интернациональным и швейцарским стилем — это тема для обсуждений и споров. Можно сказать, что швейцарский стиль собрал в себе все функциональные особенности интернационального и причесал их, сделал удобными для дальнейшего использования.

Интернациональный стиль, в свою очередь, создавался голландцами, немцами и русскими. Баухауз, ВХУТЕМАС. Обмен опытом между этими двумя школами был очень интенсивным. Вот и русские, ура! Правда, то были русские, которые совсем не интересовались своими национальными особенностями. Их увлекали тренды на предельную простоту, обнажение функции и технологии. Все вот эти штуки, которыми увлекались в начале индустриализации. Тем не менее можем констатировать, что нынешний «общечеловеческий» дизайн сделан руками и наших соотечественников. 

На этом моменте многие успокаиваются. Все. Больше не надо никуда идти. У нас есть «советский дизайн» и эстетика, которые знает весь мир. Весь мир ассоциирует с Россией конструктивизм, модернизм и брутализм, а не нижегородскую резьбу по дереву и купеческие особняки. Плакаты 20-х годов, а не рекламу эпохи модерна. В любой даже самой захудалой школе искусств в американской провинции вам расскажут про Родченко. Можно нырять в море академических исследований этого периода, искать в нем вдохновение. 

Сами создатели этого дизайна задумывали его не как национальную особенность, но раз он был новым и свежим, значит, его можно описать как особенный национальный дизайн. Такие попытки уже предпринимаются, и аргументы приводятся вполне основательные. Если швейцарский дизайн мы считаем частью интернационального, но тем не менее особенным, то таким можно считать и русский. Можно пойти дальше и заявить свое право на долю в интернациональном стиле. И знаете что? Мало кто будет возражать. Слишком многое уже сказано иконами дизайна о том, как на них повлияли «советские» двадцатые.

Но кажется, чего-то еще не хватает. Мы так и не получили ответа на вопрос, где нам чертить границу между нашим и западным. Результат совершенно противоположный. Наше и не наше так переплелись, что теперь приходится применять специальную оптику, чтобы разглядеть в этой массе свое. 

А что дальше, там, за семнадцатым годом? Ведь не могли века творчества пройти бесследно. Новое не вырастает на пустом месте. Оно всегда имеет корни. Выходит, корни «советского дизайна» глубже. Если вас удовлетворяет летоисчисление от от рождества СССР, то следующая часть этой статьи не для вас. Остальным мы предложим разобраться наконец в том, насколько вестернизированной была Российская империя и можно ли найти в ней свое родное, не такое, как у всех.

Продолжение: Давайте делиться (часть вторая)

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link