Шрифтовой ГУЛАГ

Шрифтовой ГУЛАГ

Что произошло?

Пару дней назад новостные ленты завлекали сообщениями такого вида: «Times New Roman и Arial заблокировали для клиентов из России». С этим заголовком вышли «Ведомости», «РБК» и, вероятно, еще десятка три изданий, в которые лучше никогда не заглядывать. Простой и понятный среднему читателю заголовок, при этом совершенно некорректный. Все не так плохо, как можно подумать, если не читать дальше. Впрочем, если разобраться как следует, то можно решить, что все еще хуже. 

Надеемся, теперь вы достаточно взвинчены. А мы расскажем, что же происходит с шрифтами и как это может коснуться вас, далеких от дизайна людей, и ваших внуков.

Итак, компания Монотайп, владеющая правами на Таймс, Ариал, Гельветику, Вердану и еще целое море шрифтов, действительно ограничила доступ пользователям из России. Если быть совсем точными: был ограничен доступ ко всей библиотеке Монотайпа, которая находится в шрифтовом магазине MyFonts, также принадлежащем Монотайпу. На момент написания этой статьи, сам MyFonts у автора уже пару месяцев открывается с ошибкой, а через VPN доступен и работает. 

Других видимых ограничений пока нет. Официальное заявление Монотайпа о блокировке не вышло, и шрифты по-прежнему можно приобрести — если, конечно, у вас есть подходящая карта. На сайте Монотайпа из формы для вопросов о лицензии Россию не убрали. Запрос «Ведомостей» о ситуации компания оставила без ответа.

Политическая манифестация

Это не первые шрифтовые санкции против России. В 2016 году тот же Монотайп отказался от договора с разработчиком отечественной операционной системы Астра Линукс — компанией Русбитех. Астру использует Министерство обороны, и Русбитех попал у американцев в черный список. 

После этого крупнейшая отечественная словолитня Паратайп создала по заказу Русбитеха шрифт ПТ Астра. Технически Астра сделана так, что при замене в тексте, набранном Таймсом, не ломает верстку и таблицы — документ или страница сохраняются в прежнем виде. В 2019 году специально для государственных нужд Паратайп выпустил шрифт Голос, который сейчас активно используется.

Создание похожих шрифтов — это старая практика. И обычно совсем не политическая. Так делают дизайнеры, которые хотят заработать на более дешевом «ремейке» популярного шрифта, выставив на него более низкую цену. Так делали в России с XVIII века, если требовалось создать новый кириллический шрифт. Местный гравер брал за образец качественный иностранный шрифт и делал собственную интерпретацию. Так появилась гарнитура (термин, обозначающий семейство шрифтов) Елизаветинская, которой набраны многие книги за последние сто двадцать лет.

Современный вид Елизаветинского шрифта

То, что шрифты зарубежных разработчиков могут стать недоступными «в связи с санкционными и лицензионными ограничениями», отражено в ГОСТ на конструкторскую документацию от 2020 года. После февральской волны санкций в 2022 правительство РФ приняло решение избавиться от использования иностранных онлайн-сервисов, в том числе для встраивания шрифтов на собственные сайты. Так что процесс запущен.

С кем мы имеем дело

Теперь давайте разберемся, отчего переполох. Важно ли, что одна несчастная иностранная компания и какой-то магазин заигрались в социал-джастис-надзор над буквами?

Монотайп был основан в 1887 году в США под названием The Lanston Monotype Machine Company. Компания создавала оборудование для типографий и изготовления шрифтов. Со временем она разрослась, пополняясь инженерами, дизайнерами и лицензионными правами на их труд. И в целом внесла большой вклад как в дизайн, так и в шрифтовую промышленность. 

Чтобы было просто и коротко — сравним Монотайп с Микрософтом. На рынке шрифтов это такой же почти монополист. Какое бы устройство вы ни взяли в руки — скорее всего будете читать шрифты, правами на которые он владеет. До недавнего времени у Монотайпа был серьезный конкурент — Линотайп. Такая же старая и заслуженная фирма, младше Монотайпа всего на один год. В 2007 Монотайп купил ее и всю ее интеллектуальную собственность. 

Как любая большая компания, Монотайп не терпит талантливых конкурентов и стремится либо нанять их, либо купить их работу. Либо торговать их работой со своего прилавка. Мы уже упоминали магазин шрифтов MyFonts. В нем продаются не только шрифты Монотайпа. Это самая крупная в мире площадка для размещения работ любых частных дизайнеров и студий. Как Стим, или Апп стор с Гугл-плеем. Если вы маленькая студия или независимый дизайнер, то чтобы заработать — просто вынуждены пойти в MyFonts. 

Благодаря такой политике в последние десятилетия Монотайп приобрел в мире шрифтового дизайна имидж корпорации зла, которая подчиняет себе всех вокруг. Он не останавливаясь поглощает небольшие студии. Если вы успешно разрабатываете шрифты — рано или поздно придется бороться с соблазном продать свой маленький крафтовый магазинчик гигантской сети. Такая практика уже стала удобным и выгодным способом ухода на пенсию для шрифтовиков. Вы получаете деньги и глобальное распространение своей работы, подписанной вашим именем. Монотайп получает ваших покупателей и минус одного конкурента.

На свободе и разнообразии ползучая монополизация маленького шрифтового рынка сказывается не лучшим образом. Там, где могло быть десять разных студий, каждая со своим стилем и мнением — теперь лишь еще один кабинет в безликой компании. Или вообще ничего кроме пополнения библиотеки. Шрифты покупаются, команда распускается. Из десяти студий хотя бы две могли продать вам свои шрифты, несмотря на политическую ситуацию. Но теперь они лежат в одной корзине. 

Где шрифт, и где я

Как это все вообще может сказаться на нашей жизни? Ведь шрифты используют только дизайнеры. И вообще, можно пиратить. Не будем преувеличивать: даже если скажется сильно, то вы это вряд ли заметите. Можно неплохо жить с парой десятков шрифтов. Всего тридцать лет назад СССР существовал в условиях исключительной шрифтовой бедности. К производству допускались шрифты только из белого списка. Работа дизайнера проходила цензуру и легко отвергалась. Например, из-за «рекламного» и «буржуазного» характера. 

Шрифтами пользуется не только дизайнер, рисующий картинки. Чтобы на экране вашего телефона и компьютера появились надписи, компания производитель должна купить лицензию. Или заказать кастомный шрифт специально для своего продукта, но к этому прибегают гораздо реже. Станки на заводе, самолетные приборы, знаки на дорогах — есть тысячи мест, где нужен профессионально сделанный и подходящий для конкретных задач шрифт. 

Концерн Сухой или компания Яндекс обратятся со своими крупными серьезными заказами к такой же крупной и серьезной компании, которая обслужит все их потребности. Один дизайнер или маленькая группа вряд ли смогут справиться с масштабной задачей. Шрифт — это не просто нарисованные буквы, а сложный цифровой продукт. Его делают дизайнеры и программисты. Он должен корректно выводиться экранами и устройствами печати. Шрифт необходимо тестировать, вносить корректировки. Иногда требуется переделка под новые технические требования. 

Как вы теперь видите, владение правом на буквы — очень привлекательная суперспособность. Поэтому в интересах крупных шрифтовых фирм — не оставить потенциальным клиентам выбора.

В теоретическом (тяжкий вздох) случае полного запрета продажи российским гражданам и компаниям шрифтовых лицензий, мы лишимся возможности легально использовать большинство шрифтов. Ими владеют иностранные компании. Невозможно будет обновить ни одно приложение. Ведь разработчикам запретят передавать нам копии шрифтов их собственные правительства. 

Уголок киберпанка

Пиратство является серьезной проблемой для создателей шрифта. Файл легко выложить в интернет, не выдавая себя. Создание качественного шрифта отнимает месяцы труда и много сил. Эта работа плохо окупается. 

Поэтому чем меньше пиратства — тем больше хороших шрифтов. Это касается и отечественных производителей. Чтобы была возможность заменить импортное шрифтовое богатство на отечественное, необходимо, чтобы создание шрифтов в России являлось прибыльным делом. 

Кроме того, мы не можем просто начать пиратить то, что нам не продают. Россия не отменяет собственные законы об интеллектуальных правах на шрифты. Американцы запретят вам использовать свой шрифт, и если вы его «украдете», то вас накажет российский суд. 

Проблемы с отслеживанием тоже собираются решить. Сейчас шрифтовики обдумывают, как делать файлы уникальными, защищенными от копирования, встраивать в них «маячки» и так далее. Вероятно, в ближайшие несколько лет начнутся эксперименты с технологиями блокчейна. В отдаленном (снова вздох) будущем стоит ждать более закрытых операционных систем, закрытого железа и закрытых шрифтов. Новые форматы сделают бесполезными старые коллекции «9999 лучших шрифтов в 1 торренте». Уж об этом позаботятся. Слишком приятные возможности дает тотальный контроль над текстом.

Кто нам поможет?

В России тоже есть шрифтовой тяжеловес с собственным обширным магазином — уже упомянутый Паратайп. Основная его деятельность — создание кириллических версий для иностранных шрифтов и перепродажа лицензий. Важное пояснение: даже если Паратайп создает кириллицу для иностранного шрифта и потом продает его в своем магазине, это делается в рамках партнерства. Все права на кириллическую версию переходят оригинальному владельцу. Собственных шрифтов у Паратайпа не так много, зато среди них найдется цифровая версия Елизаветинской, а также культовая Ижица. Ижицу по словам арт-директора Паратайпа Александры Корольковой пиратят чаще всего.

Кроме местного (гораздо менее агрессивного) аналога иностранной Evil Corp в России действует несколько студий поменьше, создающих качественные и модные шрифты. Совсем без них мы точно не останемся. А вот иностранцам без нас делать качественную кириллицу будет сложно — специалистов по ней там мало. Приходится обращаться к русским за консультацией или для заказа локализации. Скорее всего, американец и голландец сами наделают ошибок в кириллице, даже если они мастера по части латинских букв. Хороший пример — Гугл с  миллиардами долларов наполнил свою бесплатную библиотеку шрифтами, почти все из которых отечественные специалисты забраковали. 

До недавнего времени отличной заменой дорогостоящей покупке была аренда шрифтов на таких сервисах как Fontstand и Rentafont. С Fontstand теперь те же проблемы, что со всеми иностранными торговыми площадками. А вот Rentafont, несмотря на домен ru, к удивлению автора этих строк, теперь отказывается сдавать в аренду шрифты, созданные российскими дизайнерами. Вместо них рекомендуется брать кириллицу украинского производителя. Кстати, иностранцы тоже могут обратиться к нему за помощью.

Скриншот сайта rentafont.ru

* * *

Что имеем в итоге? На сегодняшний день даже НАТО и Коммунистическая Партия Китая объединенными усилиями не смогут оставить наших дизайнеров, бизнес и госструктуры без шрифтов. Шрифты предустановлены на уже проданные устройства. Покупка компьютеров с телефонами дает вам некоторые права на их использование. 

В России немало специалистов, которые будут рады импортозаместить тысячи иностранных гарнитур. Шрифтовое искусство — одно из немногих, которые сейчас действительно прогрессируют. У нас никогда не было такого разнообразия и таких возможностей, как теперь. Даже в тот период, о котором обычно пишет Иллюстра, шрифтов было меньше, а ведущими словолитнями владели в основном иммигранты из Германии и Франции. В постсоветской России уже появились разные шрифтовые школы со своим видением кириллицы, философией и техническими ноу-хау. Просыпается интерес к истории шрифта. Дизайнеры даже самых интернационально-либеральных взглядов рассуждают о средневековой кириллице (автор до сих пор удивлен словами создателя сайта Медузы о том, что все наши шрифты следует переделать на основе «допетровских»).

Проблем в будущем могут подкинуть разве что иностранные операционные системы и приложения, в которых наши шрифты будут использоваться. А также проприетарные форматы файлов. Злой Монотайп из 2077 года обязательно попытается проникнуть на отечественный рынок и занять его полностью. А потом, когда правительство прикажет… Но это — только в самых параноидальных прогнозах. К которым тоже стоит быть готовыми. Все средства у нас в руках.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!