Иди и останови прогресс

Иди и останови прогресс

Намедни посетил нашумевшую выставку «Великие модернисты», проходящую в недрах выставочного пространства небезызвестного «Артплея». Наивно предполагая, что в наши суровые времена модернисты никого не ебут, я пришел на выставку в самом разгаре выходного дня. За билетами растянулась вялотекущая получасовая очередь. Знатоки и любители модернизма по-пингвиньи переминались с ноги на ногу и лениво обсуждали какую-то общечеловеческую хуету. Наконец заплатив свои 500 деревянных, я двинулся навстречу настоящему искусству.

Первый зал экспозиции задумывался организаторами выставки как информационный. На стенах висели вперемешку репродукции картин очаровательных импрессионистов, любопытных модернистов, загадочных супрематистов и коммерчески успешных авангардистов. Полностью проигнорировав культурное родство художников и расставив картинки в беззубом хронологическом порядке, авторы попытались изобразить историю искусства на рубеже XIX-XX веков. Французские импрессионисты почему-то соседствовали с русскими передвижниками, из Гогена вылуплялся Крамской, а одинокий Кандинский оказался в окружении явно чуждых художественных школ. Получилось смутно и невнятно. Над репродукциями висели в свободном порядке цитаты разных уважаемых персонажей наподобие Шарля Бодлера (как тут не вспомнить Путина с патриархом на «Рюриковичах»), причем никакого видимого соответствия между цитатами, изображениями внизу и главной темой выставки не наблюдалось.

Озадаченный, я пошел к главной экспозиции. В темной комнате за интригующим занавесом меня окружил десяток цветастых видеопроекций, транслирующих в динамике работы художников. Пуфики, стульчики и ковролин были буквально усеяны телами посетителей. Классическое музыкальное сопровождение усиливало общий эмоциональный эффект видеоряда, отдавая откровенной претензией создателя на документалистику. Гоген, Руссо, Тулуз-Лотрек, Климт, Синьяк, Мунк, Модильяни, Кандинский и Малевич стремительно сменяли друг друга в клиповом формате, одновременно съеживаясь в культурном масштабе до уровня видео на ютьюбе. Взрослые с одухотворенными лицами попивали кока-колу, раскидывая по полу пластмассовые стаканчики, дети привычно попискивали, а юные парочки в торжественном порыве мяли друг другу потные руки. Через каких-то 40 минут представление закончилось, и видеоряд пошел по второму кругу. Но меня уже в зале не было.

Беда таких выставок не в том, что они зло как вещь в себе. Отнюдь нет. Кульпросвет трудящихся — благословенная задача. Только проблема в том, что подобные истории обесценивают и обезоруживают искусство, опуская его смысловое и эстетическое наполнение до уровня понимания и вкусовых пристрастий среднего посетителя торговых центров в предпраздничный день. Здесь тебе мебельный гарнитур, тут шмоточки, там очередная жральня, а на этаж выше красивые картинки под не менее красивую музыку. Ложись на пуфик, посасывай диетическую кока-колу и постигай искусство. Весь мир у твоих ног. Жаль, что только он ненастоящий.

Знаете, я вовсе не антипрогрессист и к какому-нибудь Попперу отношусь саркастически. Очевидно, что без прогресса мы никогда бы не смогли покорять космос, победить десятки смертоносных болезней и, конечно же, так эффективно друг друга убивать. Но прогресс — это не священная корова и даже не Бог, пусть и мертвый. Прогресс не должен превратиться в бессловесную рабу на службе у бесконечно тупых и ленивых хозяев, давно не отличающих хуй от банана. Прогресс не должен безапелляционно обслуживать потребности каждого. В противном случае он нам действительно не нужен. Искусство — главное, что отделяет человека от злой надменной обезьяны. Важно это помнить и понимать. Важно относиться к искусству нежно и трепетно, ведь это все, что у нас есть. Иначе после нас останется лишь пустой пластмассовый стаканчик.

Текст: Свят Павлов

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link