«Как я стал гением» — Local Crew

«Как я стал гением»

Иллюстра

Карикатура «Сатирикона» от 1908 года с чудесным и ироничным слогом «КАК Я СТАЛ ГЕНИЕМ». Фулсайз тут.

«Играю с детьми в песочек. Сбылись великие слова М. Шваба: «Большие придут учиться играть к детям. Художники ведь это только дети, которые разучились играть».
И я играю, играю и с каждым новым пирожком чувствую, что спадает с души дерюжная пелена передвижников и мощно, и властно внедряются в неё мистические образы символистов…»

«Фельетоном Волошина» автор называет фрагмент из «Ликов творчества». Он короткий, приводим полностью. С ним перекликается карикатура: про соборы и примитивы тоже.

«Детям ли учиться у взрослых или взрослым у детей?
Тысячелетняя практика воспитания показывает, что взрослые не умеют толком ответить ни на один вопрос из тех, что задают им дети. Им нечему научить детей до тех пор, пока те сами не вырастут, то есть поглупеют до уровня взрослых.
Тогда и взрослые могут быть им полезны.
Взрослым же есть чему научиться от детей. Марсель Швоб глубоко верил, что взрослые придут наконец учиться к детям, придут учиться играть.
Искусство драгоценно лишь постольку, поскольку оно игра. Художники ведь это только дети, которые не разучились играть. Гении — это те, которые сумели не вырасти.
Все, что не игра, — то не искусство.
Почти в каждом произведении искусства золото игры смешано с оловянными и свинцовыми сплавами бездарных умствований взрослого человека.
На выставке детских рисунков — все чистое золото искусства.
Первое впечатление, когда входишь в эту комнату детских рисунков: прозрачные, светло-золотистые тона, какие-то бледные весенние стебельки, весеннее, жидкое солнце, полевые травы и цветочки.
Есть таинственная связь примитивов с весною. Все цветочные орнаменты; все растительные украшения соборов XIII века, и предметов, и картин того времени, все они составлены лишь из ранних — апрельских цветов и трав.
Позже, в XIV и XV веках, появляются в орнаментах летние растения. А Ренессанс — это уже тяжелая и обильная осень с гирляндами плодов и виноградных гроздий, с золотом созревших яблок, с пурпуром увядающих листьев.
Дети все видят в светлых тонах, не будучи импрессионистами.
Каждая деталь в их рисунке — символ. Все имеет значение. Правда, что мы не понимаем всего. Но ведь мы тупы, как все взрослые».