Деколонизация для нас

Деколонизация для нас

Мы давно хотели поднять вопрос деколонизации. В нем есть важные аспекты, которые стоит осознать и обдумать. Обычно, когда эта тема поднимается, люди с нормальными взглядами говорят: «Burn it with fire!». И в целом они правы. Потому что весь этот дискурс сейчас используется на более высоком общественном уровне для «отжатия» мест в университетах, переключения денежных потоков на свою диаспору или себя лично, а пониже — для авторитетного, институционального подкрепления собственной ксенофобии, надуманных исторических обид и даже расизма.  

С другой стороны, идея расколонизации может быть очень полезной штукой. Ведь помимо политического популизма в ней есть правда. Очень важно признать это именно для себя, чтобы не обманываться. Пример правды в деколониальном дискурсе — это проблема ориентализма. В своей визуальной части ориентализм — это картинка Востока, которая часто не соответствует действительности. Которая создана людьми, никогда не бывавшими на Востоке и не знакомыми с восточной культурой лично. В частности, в нашей стране это Пушкин, у которого в творчестве присутствуют очень громкие ориентальные ноты. Пушкин, по крайней мере, посещал Армению и Турцию, хотя в его творчестве это выразилось совсем не в отказе от сказочных описаний двора царя Салтана. Пушкин читал французов, а они обожали ориентальные штуки.

У Билибина Салтан выглядит как сказочный русский царь, а вовсе не персидский — колониальное мышление здорового человека

Уже в наше время ориентализм проник в массовую культуру. В ней закрепился образ Востока, созданный как снежный ком из средневекового опыта общения с мусульманами, завернутый в ориентализм XVIII-XIX века с добавлением того, что было придумано в XX веке, и отдельных фактов. В этом образе мало Востока реального. Поэтому те, кто использует в своих целях идею деколонизации, утверждают, что когда Запад говорит про Восток, то сам Восток молчит. Ему уже некуда вставить слово. Картина написана. Переубедить массы, изменить ее — титанический труд. Массовая культура сильнее. Даже сам Восток начинает ее принимать хотя бы отчасти. Несмотря на то, что реальная жизнь и собственные мифы с этим иностранным имиджем расходятся. Человек посмотрит мультфильмы, поиграет в видеоигры, почитает сказки своих предков во французской обработке. И привыкнет.

Похожие вещи произошли в России. У нас есть сильно искаженный имидж России средневековой, старинной и современной, который отчасти создан нашими дворянами, отчасти нашей интеллигенцией. Искаженный, поскольку названные группы не только описывали то, что видели вокруг, а вторили иностранному нарративу. В XX веке эти нарративы расцвели, поскольку сама Россия с 1917 по 1991 год просто молчала. Советский Союз не производил никакой значимой поп-культуры, кроме конструктивизма. Конструктивизм стал чуть ли не лицом России при том, что  не являлся отражением никакой исторической культуры и не проник в нее достаточно глубоко, чтобы иметь прямое продолжение. Он косвенно повлиял на интернациональный стиль, о чем мы уже писали. Но, позвольте автору выразиться напыщенно, не стал частью русской души. 

Почти все, что у иностранцев накопилось о России в XX веке — это военная пропаганда. Поскольку  у нас здесь был коммунизм, все нормальные ребята боялись коммунистов и не хотели, чтобы в их странах происходили все эти ужасы. Их мотивы в распространении дурных стереотипов о России понятны. И да, с точки зрения иностранцев эту историю делали именно русские, а не диктатор с Кавказа, латышские стрелки и китайские боевики. Для иностранца русские сами себя обстреляли. Исходя из этого и создавались образы, в том числе наглядные.

Конечно, автор не перекладывает ответственность за создание коммунистического имиджа на иностранцев полностью. Русская интеллигенция к нему причастна, во время революции 1905 она действительно обстреливала Россию весьма активно. 

Так что почти все русские образы, которые мы сейчас имеем в мировой поп-культуре — это наслоения чего-то ненастоящего. Конечно, среди них есть не только военная пропаганда. Но ее — большая часть. Кто-то вспомнит, что мир знаком с нашей литературной культурой. Знает Достоевского и Толстого. По крайней мере, люди там знают о существовании этой литературы. Само собой, мало кто ее читал и еще меньше людей способно понять, о чем она. Но русская литература хотя бы реальна. К тому же это самое престижное, что у нас есть. Благодаря ей иностранцы не считают русских совсем идиотами. Раз у нас некогда существовала настолько sophisticated мысль, значит, стоит присмотреться. Есть кредит доверия.

Но литература сама не дает визуального представления. Ей необходимы иллюстрации и экранизации. Сам сюжет вполне может ввести иностранца в заблуждение безо всяких искажений. Потому что, прочитав книгу о том, как студент убил женщину топором, американец не поймет, что это был роман о православии. Он не уловит культурные нюансы. Какие взгляды были у Достоевского, какие взгляды были у его социальной прослойки, какие диалоги велись в это время в обществе, что Достоевский писал в журнал, на что он отвечал, какой критикой он занимался — этого обыватель никогда не узнает. Весь поток русской мысли, в которой родилась наша литература, им не знаком. Они знают предмет поверхностно. Для них русские — это коммунизм, брутализм, перестройка, квадратные буквы. Не очень привлекательный имидж, который многим не нравится. Не забываем о таком явлении, как клюква, которому много поспособствовали русские эмигранты. Когда они приехали на Запад, им нужно было кормиться и продавать себя. Они открывали рестораны, в залах которых мужчины, одетые в красные шелковые рубахи, разносили горящий шашлык, играли сомнительные образы в кино, а иностранная публика думала: «Это Россия». 

Такие танцы вприсядку стали презентовать Россию и русских на международном уровне. Они вошли в интернациональную массовую культуру. Что из этого получилось к 2022 году? Позвольте небольшой пример. Возьмем видеоигры, которые сейчас, может быть, уже важнее кино как носитель идей и образов. Не будем трогать самые свежие: все-таки у нас историческая рубрика. В 1991 году в игре под названием Street Fighter II появился русский. Поскольку игра японская, он представлял собой один из чисто японских архетипов: большой, сильный, шумный и при этом комедийный персонаж. На эту местную матрицу наложен «скин», который должен делать его русским. Во-первых, русским делает фамилия… Зангиев. Рестлер Зангиев родом из СССР. Он большой, очень сильный и то ли борется, то ли дружит с медведями, то ли сам медведь. Как видим, образ очень западный, так что можно не пенять на особенности замкнутой японской культуры. В этой части она вполне открыта миру. Если вы из России, то вас наверняка что-то смутило в этом описании. Например, не совсем русская фамилия. В сочетании с борьбой она наводит на не вполне славянские ассоциации. Может быть, Зангиев должен танцевать не вприсядку, а другой хорошо известный у нас танец? Для этого есть все основания. Ведь прототипом для него послужил реальный человек по имени Виктор Дзантемирович Зангиев, чей отец родился в Северной Осетии. Сам герой игры скорее похож на кавказца, чем на русского. Вот такой винегрет представляет вас, читатели, в целом жанре. Персонаж очень популярен, имеет армию клонов и подражаний в других играх, поскольку игра, из которой он происходит, стала прародителем целого жанра. Возможно, комрад Зангиев — самый известный русский в видеоиграх вообще.

Автор не пытается утверждать, что иностранные представления о России основаны исключительно на таких курьезах. Это не так. Тем не менее за отсутствием опыта реального общения американец, португалец и кореец будут помимо своей воли раз за разом обращаться к тому, с чем знакомы по индустрии развлечений. Шансы, что они читали какого-то Толстого, крайне малы, а вот игры и телешоу Марвела — совсем другое дело. Это не говоря о том, что Толстой, раз уж мы его упомянули, описывал крошечную часть русского народа, которой не существует достаточно давно. Так что знакомство с ней мало что даст иностранцу в плане понимания современной России. Равно как и русскому. 

Кстати, мы точно так же потребляем фильмы и видеоигры, как иностранцы. На нас они влияют по-другому, но отрицать, что представления русских о самих себе не подвергаются влиянию интернациональной поп-культуры просто невозможно. А эти образы, как мы уже выяснили, не имеют в себе вообще или почти ничего реального, кроме тонкого слоя красной краски, который легко сковырнуть пальцем.

Визуальное представление одного и того же различно у разных групп людей и разных народов. Оно всегда будет нести в себе большую долю творческой фантазии и предрассудков. Вопрос в балансе. Требовать от художественного творчества строгого соответствия реалиям — это пустая трата сил. Даже в самой России имеются мнения о собственном прошлом, которые значительно расходятся друг с другом. Так или иначе, международный образ России, так же как ориентальный, очень слабо привязан к реальности. Например, сильно меньше, чем поп-культурный образ Америки, с которой весь мир очень хорошо знаком «на глаз» благодаря кино. Приехавший в США русский или итальянец увидят уже знакомые вещи. Американец, напротив, найдет для себя гораздо больше нового за границей. Очевидно, что в американском кино тоже присутствует сказочный слой, но он довольно прозрачен. Американская картинка Америки насыщена невыдуманными деталями и мы их знаем. . 

Мы каждый день сталкиваемся с эффектом, который иностранные представления о России оказывают на саму Россию. Здесь они встречают неприятие. Но волна цунами кино и видеоигр слишком высока. Русский человек смотрит, как ее тень накрывает его, и вступает в фазу принятия.

Продолжение: localcrew.ru/freeyoureyes-2

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link