Русская готика

Русская готика

Что вы представляете, когда слышите слова «готический шрифт»? По опыту автора «Иллюстры», обычно у людей эти слова крепко связаны с музыкальной индустрией и татуировками. Отдельно вспоминают Германию и тот самый период в ее истории. Ну, тот. При чем тут Россия? В России у этих красивых и суровых букв была своя судьба.

Для начала дадим краткую историческую справку, которая должна многих удивить. Родина готики — не немецкие, а французские земли. Именно там в XII веке появился такой почерк. Это сейчас он представляется нам как излишество и художественный изыск. Напротив, его происхождение сугубо практическое. Писать прямыми штрихами и под углом удобно и быстро. Буквы вроде O и C с круглыми элементами повторять труднее, чем готический забор. В итоге это удобнее для читателя, так как все буквы в рукописной книге выглядят примерно одинаково. В конце концов, готический почерк не требует слишком высокого мастерства, чтобы добиться приличного качества. К тому моменту, когда было изобретено книгопечатание, все уже привыкли к готическому виду букв, поэтому его перенесли в новую технологию без изменений. Несмотря на то, что необходимости в нем уже не было. В конце концов, это просто красиво.

В эпоху Возрождения вместе с прочей древней культурой начали распространяться римские буквы. Шрифты с засечками, которые сейчас считаются современными и привычными, — на самом деле седая архаика, возрожденная итальянцами и постепенно распространившаяся по всей латиноязычной Европе. Остановил этот прогресс только реформатор Мартин Лютер. Протестанты переводили церковные книги с латыни на национальные языки, и Лютер хотел, чтобы они максимально отличались от католических — поэтому готика в Германии осталась. Протестанты в других странах тоже ее использовали, но постепенно сдались под напором моды. Похожая история произошла в России на рубеже XVII и XVIII веков, когда состоялся переход от полуустава к гражданскому шрифту. Итак, Германия осталась посреди Европы со своей национальной Библией и национальной готикой.

Наконец, мы переносимся из Ренессанса в Россию XVIII века. Первая готика появилась здесь на картах. У старинных карт были сложные и длинные заголовки, которые часто оформляли двумя-тремя разными шрифтами. Готика вносила приятное разнообразие, хотя, наверное, с непривычки читалась плохо. Поэтому ничего длинного ей не писали.

И снова за дело взялись французы. Первые типографские шрифты с кириллической готикой принадлежат именно им. Самый ранний известный был оттиснут в 1839 году на первых страницах книг. Титульные листы, как и упомянутые выше карты, в то время представляли из себя вольную игру шрифтами — готика хорошо подошла для этой задачи. Ее подмешивали к другим декоративным шрифтам, чтобы было kрасuво.

Дальше заголовков и украшений этот замечательный шрифт не пошел. Читать его русским было трудно, книги в XIX веке выглядели однообразно и скучно, набранные почти одинаковыми шрифтами. Зато это было очень практично, потому что единообразие не мешало чтению, а переход от одного издания к другому был совершенно незаметным для читателя. Разгул дизайна происходил только на титульных листах и немного на обложках. В не очень долгий период расцвета рекламы и упаковки до революции, готика изредка появлялась и на них.

Наконец, мы приходим к тому месту, на котором занавес над очередной дизайнерской штукой со скрипом опускается. Коммунисты навели в визуальной сфере свои порядки. Излишествам и буржуазной роскоши в ней не было места. Забыли о русских национальных шрифтах, забыли и о готике. Когда самые радикальные советские годы миновали, готические шрифты уже использовали только в историческом контексте и в книгах с иностранными сказками. И то редко.

Дальше начинаются совсем неожиданные вещи. Оказывается, готические буквы, неотъемлемая часть эстетики Германского рейха, были отменены Гитлером в 1941 году. У немецкого вождя были планы на захват мира. С приходом в Германии к власти нацизма готика вошла в моду, как один из фундаментальных элементов немецкой культуры, но именно древность ее сгубила. Эти буквы для Гитлера выглядели архаично, а он хотел быть современным и точно не хотел, чтобы его пропаганду не мог прочесть никто, кроме немцев. Поэтому было принято решение избавиться от старого стиля. Чтобы население подчинилось приказу с бóльшим рвением, готику обвинили в еврейском происхождении. Сейчас это звучит абсурдно. Но ни времени, ни прав на частные исследования и национальную апологетику у немцев не было.

На удивление, Вторая мировая не создала готике имидж букв дьявола в СССР. Да, на карикатурах они появлялись и после войны стали обязательной частью эстетики немецкого нацизма. Но не превратились в пугало. Возможно, из-за того, что наши люди были почти не знакомы с этими буквами, а, возможно, из-за свойственной русским благосклонности. Роль сериала «Семнадцать мгновений весны» в принятии советскими гражданами немецкой эстетики тоже следует учесть, хотя фильм больше коснулся одежды.

После развала советской машины убийства свободных искусств в Россию снова проникло шрифтовое разнообразие. Тяжелый рок и обложки с готическими надписями. Татуировки на телах музыкантов и бандитов в американском кино. Русским все это очень понравилось и быстро привилось на нашей обновленной почве. Поп-культура заслонила собой советскую ненависть к изыскам и призрак нацизма настолько, что теперь даже леволиберальные издания берут себе логотипы, неотличимые от эмблем немецких газет тридцатых. А современные русские дизайнеры даже выпустили шрифт, состоящий из смеси славянской графики и готики, которые плавно перетекают друг в друга. Русская готика вернула себе свое скромное место, и, надеемся, что у нее как у просто красивого шрифта все будет хорошо и дальше.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!