Изучая историю как автор или постоянно читая о ней как вы, читатель, начинаешь испытывать чувства к вещам из прошлого. Окажется, что разрушенные, забытые и оставленные методы или формы искусства прекрасно бы прижились сегодня. Вот этого нам точно не хватает, да и то не помешало бы.
Так начинается гонка за ушедшим. В которой часто люди доходят до абсурда или начинают питать иллюзии по поводу возвращения того, что либо совершенно никто не в силах восстановить, либо возможно восстановить, но в совершенно ином масштабе (что само по себе совсем неплохо). Так проходит время, ничего не восстанавливается, а группы любителей старины гоняются за миражами. Нет, мы не забываем тех, кто делает реальные дела. Но вы наверняка понимаете, о чем речь. О явлении, когда иллюзорные концепции вроде «традиционных ценностей» или нечто более конкретное, такое как народная архитектура или искусства, с одной стороны вполне живут как идеи, а с другой — давно вышли из нашей повседневности и не спешат в нее возвращаться.
Для того чтобы возродить что-либо с нуля или даже восстановить чахлый, но работающий фарфоровый завод, требуются огромные ресурсы. Сокращая разговор, предлагаем отложить в сторону подобные громадные и сложные планы. Давайте нарушим один из принципов нашего сообщества и уйдем из онлайна в оффлайн.
Эффективнейшим средством продления жизни хорошим старым вещам является нематериальная культура: такая как книги, кино и видеоигры. Мы расположили их по возрастанию эффективности. Книга вам ничего не покажет, придется дофантазировать, а иллюстрации ограничены в средствах. Кино покажет все, но глядя кино, вы видите реальность прошлого со стороны. Игры дают максимальный эффект погружения. Вы взаимодействуете с предметами, ходите по улицам, заходите в здания и даже немного участвуете в быте прошлого, хоть и весьма упрощенном.
Именно развитие этих медиумов может продлить жизнь тому, что мы бы хотели вернуть. В книге, кино и игре как в криокамере сохранятся многие приятные красивые вещи. Разработчики сами будут стараться насытить игры интересными деталями, а режиссеры — добавить исторических подробностей, построить реалистичные и точные декорации. Мы с вами никогда не жили в русских городах XIX века, и мы можем только любоваться фотографиями того, насколько красивой и ухоженной была даже провинция. Со временем память о прошлой жизни стирается… но представьте, что выйдет русский Red Dead Redemption или нечто подобное. Игровая индустрия буквально введет детей в реальность Российской империи и сделает ее частью приятных воспоминаний, когда они вырастут. Эстетика прошлого повлияет на одно-два поколения, и они уже иначе будут смотреть на современность.
Чуда от «воскрешение через медиа» ждать не стоит, но нельзя и недооценивать это явление. Просто представьте, что когда-нибудь вырастет поколение людей, которые будут говорить не «это как моем в Гарри Поттере и стакане соевого молока», а станут сравнивать пережитую ими реальность прошлого с окружающим настоящим. И вероятно им захочется что-то изменить, вернув любимые вещи из нематериального мира полигонов и пикселей в реальный.