От кого защищала цензура в XVIII веке

От кого защищала цензура в XVIII веке

Цензура как система появилась в России только вместе с периодической печатью. Под конец своего правления, в 1720 году, Петр I подписал указ о предварительной цензуре вольных типографий Киева и Чернигова. С того момента все их тексты должны были проходить проверку в Духовной коллегии и получать одобрение на то, чтобы уйти в тираж.

Духовной коллегией до 1721 года назывался государственный орган, известный нам как Святейший синод. В него входили как священники, так и светские чиновники. Синодальная цензура была переходным этапом от полностью духовной к разделению на духовную и светскую. Поскольку до XVII века нерелигиозной литературы в России было чрезвычайно мало, то власти не видели и потребности в том, чтобы организованно ее контролировать. Выпуском религиозной литературы занималось священство, ее проверяли только на предмет ошибок и ересей. С развитием печатного дела, началом художественного книгопечатания и прессы все изменилось.

Периодическая печать развивалась в нашей стране неспешно. Первая газета была создана специально для Петра, и по понятным причинам не могла быть опасна для государственного строя. XVIII век вообще не может похвастать громкими историями печатной цензуры. Работа над ней постепенно перешла из рук Синода в Академию наук и была скорее точечной, чем системной.

В 1783 году произошло важное событие — Екатерина II издала указ о вольных типографиях. С того момента частные лица получили право устраивать собственные издательства и типографии. Новыми свободами сразу начали очень активно пользоваться. Например, вышел первый журнал, ориентированный специально на женскую аудиторию. Статистика говорит о развитии печатного дела еще красноречивее: В 1762 году свет увидело 159 изданий, в 1785 — 269, а в 1787 — 435.

Не все в деле свободы пошло так, как нравилось императрице. Слишком бурная активность некоторых издателей заставила ее принять меры. Одним из виновников изменений стал тот самый Николай Новиков, основоположник русской женской прессы и, что самое главное, масон. Никто не любит слишком влиятельные негосударственные организации. Особенно если они распространяют собственные взгляды на устройство общества и религию.

Так что в 1786 году была установлена новая духовная цензура. Тут свершилась Великая французская революция, и нужно было срочно принимать новые меры поверх уже принимавшихся мер. В 1793 году начали собирать и сжигать все новые французские книги. В 1796 были закрыты вольные типографии. В Петербурге, Москве, Риге, Одессе, а также при Радзивилловской таможне были установлены специальные цензурные органы из двух чиновников и одного духовного лица.

И хоть воля исходила от самодержавной императрицы, заботу о цензуре делегировали губернским властям. Так получалось эффективнее, чем направлять все рукописи в столицу, даже несмотря на то, что при такой организации что-то могло остаться незамеченным. Также ограничивался ввоз иностранной литературы. В портовых городах открылись цензурные конторы, служащие которых проверяли ввозимые книги. Последнее опять касалось Новикова и его книготорговли. Проблемой оказались книги французских просветителей, которыми он торговал — они были сомнительны как с точки зрения самодержавия, так и по мнению священства.

Взошедший на трон в 1796 году Павел I только усилил цензуру и борьбу с французской культурной интервенцией. В 1800 году он полностью запретил ввоз литературы, нот и пытался прекратить распространение французской моды.

Снова дадим слово цифрам. Если во время действия указа о вольных типографиях в год выходило 350-400 книг, то в 1797 году вышло всего 262 книги. В последующие несколько лет эта цифра продолжила уменьшаться. Но впереди свободу печати ждали новые изменения.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link