Культура отмены для нас (часть вторая)

Культура отмены для нас (часть вторая)

Первая часть: localcrew.ru/sovietcancel

Бегло напомним читателю, на чем мы остановились в прошлый раз. Советская власть по каким-то причинам не могла или не хотела устранить всех нежелательных лиц физически. Поэтому она вводила разные меры, которые сегодня можно бы назвать cancel culture: лишение званий, увольнение с запретом восстановления, запрет преподавания, закрытие доступа к архивам, ограничение гражданских прав для «бывших людей». 

Все это привело к довольно печальным последствиям. Например, не только к утечке мозгов за границу, но и их «отключению» на родине. Если профессор не может уехать из России, но и не может продолжать свою работу, то он доживает свою жизнь в минус отечественной науке.

Вернемся в сегодняшний день. Мы много лет наблюдали, как левая интеллигенция в России учится у своих американских коллег канселить людей и компании. Тренировались они, как правило, на своих. Предположим, некий редактор к кому-то пристал, и вот у него проблемы. В медийном левом пузыре ему становится неуютно, трудно найти новое место. Может быть, его потом даже восстановят. Публика из этой истории извлечет один урок: механизм работает, можно брать.

Насмотревшись на левых и то, как они здорово проделывают многие штуки, люди с нормальными взглядами, тоже начинают задумываться. А что, если мы тоже так будем делать? Да хотя бы и с этими же левыми. Не говоря о многочисленных деятелях прошлого, которые не очень вписываются в простецкую формулу «Это тоже наша история, это тоже мы». В общем, очень соблазнительная штука, этот канселинг. К тому же вполне естественная. Пересмотру подвергается все, всегда и везде. Статуи падали с пьедесталов в Древнем Риме, в СССР, в РФ и будут падать, пока существует гравитация.

Вопрос в том, насколько цивилизованно организован процесс. Мы, конечно, можем есть плов руками, вытирая их о полы халата. Но предпочитаем столовые приборы и салфетку. Заметьте, от плова отказываться вовсе необязательно только по той причине, что его изобретатели не нашли подходящего нам способа употребления.

И в сотый раз повторим: «Иллюстра» не дает рецептов. Мы лишь подсвечиваем проблему и указываем на возможные пути выхода. Эта заметка — не инструкция для должностных лиц или советов директоров корпораций. Немного скромной пищи для ума, не более. Дальше вы найдете скорее предостережения, чего делать не стоит ни в коем случае. 

Сразу ударим по лапе, которая тянется к гуманитарным исследованиям. Изучать можно и нужно всех. Советские власти предавали забвению историю — как это отразилось на состоянии науки и умов, мы можем наблюдать, оглядевшись вокруг. Удобнее объяснять на примерах. У художника Лазаря Марковича Лисицкого, больше известного под псевдонимом Эль Лисицкий, есть плакат «Клином красным бей белых».

Лисицкий был последователем Малевича и одним из голосов советской отмены. В культуре и не только. Его плакат, который нарисован в 1919 году, фактически призывал к гражданской войне и убийству русских офицеров, а если позволить себе домыслить, то и всех, кто их тогда поддерживал. А также тех, кто просто попался под руку. Историю красного террора и его методы мы пересказывать не будем. Главное, что стоит понимать: плакат именно о нем. 

Что касается художественной деятельности Лисицкого и тех, кого поддерживала новая власть, — с ними все просто. Не нужно ничего придумывать. Эти иллюстраторы, книжные оформители и архитекторы сами показали словом и делом то, что они с радостью примут освободившиеся от высланных, уволенных и убитых места, а заняв их, нарисуют еще больше плакатов и выпустят статьи о том, как нельзя «унавоживать» современность русским стилем и всякими буржуазными штуками. Художники часто чему-то противостоят, но эти люди выделили словам «разрушить», «сломать» и «не допустить» особое место в своем словаре.

Нужно ли канселить Лисицкого, Малевича, Родченко, Великовского и Клейна? Помилуйте, эти люди мертвы. Умалчивать о них в курсах истории искусств и искусствоведения невозможно. Невозможно, если вы не живете в тоталитарном аду наподобие ленинского. Невозможно для любого разумного исследователя, который стремится к знаниям. 

Как распоряжаться знаниями — уже совсем другой вопрос. Один человек прочтя Библию захочет спасти свою душу и будет стараться делать меньше зла. Другой же подарит свои симпатии мятежному ангелу и со словами «не все так однозначно» займется адвокатской работой.

Наследие этих творцов тоже нельзя просто заставить исчезнуть. Все -измы из искусства десятых-двадцатых годов стали частью современной визуальной культуры. Как минимум, формы останутся с нами на какое-то время. Зато со смыслами вполне можно поработать. Сами большевики не могли отвергнуть все без исключения старые формы. Они много чем пользовались, просто дав вещам новые имена. Поскольку конструктивизм был слишком антиутопичен, чтобы возобладать в архитектуре, его место занял более приятный стиль. Сталинский ампир только сменил гипсовых ангелов на рабочих, а орлов на звезды. Симпатичность, комфорт и уют были успешно сохранены. Это мудрое решение.

Идти след в след за левыми будет губительно для наук и искусств. Не стоит обманываться их успехами. Новые художники получили свою власть не благодаря собственным гражданским усилиям по отмене старых. Ее основанием были красные штыки, а последствиями поспешной отмены и культуры забвения стало невежество. Их самих знать и помнить надо в любом случае. В том числе затем, чтобы никогда им не уподобляться и вовремя распознать тех самых адвокатов, которые вслед за «переосмыслением форм» возьмутся за осмысление идей.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!