Почему логотипы раньше рисовали как попало

Почему логотипы раньше рисовали как попало

Совсем недавно в брендбуке почти любой фирмы в разделе с логотипом можно было увидеть сетку со схемой воспроизведения этого логотипа от руки или при помощи чертежных инструментов. Когда еще не было компьютеров и файлов с точными копиями, приходилось выкручиваться, чтобы сохранять узнаваемость.

В более отдаленном прошлом бренды так же хотели, чтобы их узнавали по вывескам, плакатам и по этикеткам на товарах из корзины проходящей мимо служанки. До брендбуков тогда еще не додумались, а единственными образцами для повторения были: словесное описание торгового знака из патента, типографские клише, каталожные номера используемых шрифтов, уже готовые, нарисованные знаки и надписи и, разумеется, рисунки, оставшиеся от оригинального исполнителя — если таковые сохранились.

Отсутствие цифровой копии означает небольшие расхождения в рисовке, если логотип воспроизводится тщательно. Почти всегда что-то да получается не так, как было в предыдущей версии — ведь современная культура контроля за исполнителем дизайна появилась относительно недавно. Что говорить о логотипах XIX и начала XX веков, которые новый художник мог рисовать весьма вольно, подглядывая на банке с продуктом, или даже по памяти. Некоторые компании, по-видимому, совсем не чувствовали потребности в строгих гайдах — их логотипы были узнаваемы и так, даже если в них на каждом плакате меняли шрифт и верстку надписей. Так было у успешнейшего треста «Треугольник», от которого сохранилась масса рекламы. Ни один из логотипов ниже не является копией другого. Сейчас крупная контора себе такого ни за что не позволит и будет биться за неправильный оттенок цвета в типографии, а тогда проходило на ура.

Если постараться, то можно в общих чертах воспроизвести любой знак даже без гайдлайнов. Когда есть образец или такое описание, что не ошибешься. Конечно, случались исключения и курьезы. Опять же, вследствие того, что корпоративная культура и тотальный контроль еще не были придуманы — логотипы иностранных компаний, переведенные на русский, не всегда повторяли рисунки и шрифты оригинала. Бывало и так, что сам оригинал не был в себе уверен — как известный всем «Кодак», логотип которого и за рубежом, кажется, перерисовывали каждую неделю. Иногда же русский график просто выдумывал импортному товару новый логотип. И мы возьмем на себя смелость утверждать — порой лучше оригинального — как вот у этой пишущей машинки.

Но самый интересный случай с брендовыми расхождениями, который мы приготовили — это русская марка консервов «Фальц-Фейн». На картинках и на сохранившихся в бывших владениях хозяйки компании воротах ясно видно осетра на велосипеде. Забавный логотипчик, и трудно перепутать его с другими, только есть маленькое «но» — во всех описаниях торгового знака «Фальц-Фейн» значится «золотая рыбка на велосипеде». Золотой рыбкой прозвали владелицу предприятия, Софью Богдановну Фальц-Фейн, и знак наверняка задумывался иначе. Но что-то пошло не так, и художники копировали то, что видели, а не то, что было прописано в государственной привилегии.

Простота и стабильность воспроизведения любого изображения «один к одному», которые принесли нам компьютеры, очень удобна и экономит дизайнеру кучу времени. Но все-таки есть что-то приятное и ламповое в милой фальши и даже в больших ляпах, которые допускали наши коллеги много лет назад.