Как царь Петр языческих богов покрестил

Как царь Петр языческих богов покрестил

Петру I приписывают множество добрых и дурных дел. Поскольку этим летом исполнилось 350 лет со дня его рождения, — а Петр, бесспорно, был одним из самых значимых деятелей русской визуальной культуры, — мы хотим поговорить об одном небольшом, но интересном и даже забавном ее аспекте, которому он помог появиться.

Петр привез в Россию новую школу гравюры. Вы можете почитать в одном из предыдущих выпусков Иллюстры, как русские мастера из Москвы учились у специально приглашенных голландцев, а потом создали собственный стиль. Пожалуй, это будет первый развенчанный настоящей статьей миф: в истории петербургской гравюры нет никакого «засилья» иностранцев, никакого «просвещения варваров». Всего лишь появились новые практические цели и модная школа.

Мода на новую гравюру стала проникать в Россию еще в XVII веке. Как и многое другое, что приписывают некой, назовем ее, «петровской революции» — якобы резким преобразованиям, сделанными волей одного монарха. О визуальной культуре можно с уверенность сказать, что это было не так. Для Петра очень долго готовилась почва. Предыдущее столетие в значительной мере открыло для России культуру ее западных соседей. В церковном искусстве произошли изменения. Появились гравюры очень напоминающие западные, но полностью православные по содержанию. Хорошо, почти полностью. Не надо забывать, что элементы античной культуры присутствовали в православии всегда. Даже если они не оказывали влияния на богословие и догматы. С нами с самого начала были древнегреческие и римские символы и предметы либо сменившие свое значение на христианское, либо утратившие всякий смысл, превратившись в декор.

XVII—XVIII века для России можно назвать временем, когда с античными символами начали играть. Они не были связаны с родной культурой современных европейских народов. «Возрождение» за пределами Италии было скорее косплеем. Правда, надо отдать должное косплеерам того времени: у них был отменный вкус. Русские в этот период начали косплеить своих западных соседей точно так же, как те косплеили итальянцев, косплеивших древних римлян. Автор никого не пытается обидеть, называя косплеерами. Это удобное слово, и, как уже было сказано, фестиваль у наших предков вышел что надо.

Кроме модных трендов, в России, подобно другим странам, были свои традиции. При дворе Петра некоторые из этих традиций либо исчезли, либо отошли на второй план. Это правда. Неправда, что Петр полностью «отринул прошлое». Он был человек молодой, увлекающийся и горячий. Получивший лучшую часть своего образования от иностранных учителей. Кто бы при таких обстоятельствах не проникся голландской, немецкой и французской эстетикой?

Петру, в частности, вменяют в вину суровое отношение к православию. Хотя если посмотреть на его дела, то выяснится, что православию он как раз желал помочь. Петр изо всех сил пытался дать духовенству лучшее образование, которое только мог, но столкнулся с безразличием и не сумел полностью реализовать свои планы. Повышение интеллектуального уровня, которое неизбежно должно было повлечь развитие православной мысли, вряд ли можно назвать недружественным шагом.

Но вернемся к картинкам. Для прославления ратных подвигов, достижений в строительстве и просвещении, а также для увековечивания личной славы с XVIII века активно использовалась гравюра. По старой ренессансной памяти гравюры украшали двумя видами аллегорий: христианскими и античными. Иногда те и другие присыпали масонскими символами, но это было еще одним тонким слоем смысла. Масонские знаки не имели такой самостоятельности, как античные с христианскими и часто напрямую происходили от них.

В России гравюры с христианской и античной темой чаще всего разделялись. Либо Зевс, либо осьмиконечный крест. О причинах такого выбора можно только догадываться. На ум сразу приходят несколько очевидностей. И первая из них — соседство священных символов с языческими при том, что языческие в этом контексте не предстают как порождение варварства и заблуждений. Проще говоря, скорей всего, граверы не хотели святотатствовать.

Тем не менее, по манере исполнения «христианская» гравюра выглядела один в один, как «языческая». В наше время можно найти похожее явление — попытки изображать православных святых и библейские сцены в манере современной иллюстрации, без оглядки на иконопись и что-либо «древнерусское». Если иллюстрация слишком модная и по-дизайнерски вычурная, некоторые могут воспринять ее в штыки и возмутиться, что «никогда раньше так не делали». Защитники новизны обычно возражают что-нибудь про постмодерн. Не будем осуждать ни одну из сторон, пускай остаются в сладком неведении.

Меншиков в окружении христианских символов и святых (вам показалось)

Христианские символы на картинках тоже подверглись влиянию. Прежде всего восьмиконечный крест, который за пределами церковных стен в XVIII веке использовался крайне редко. Даже на сами церкви водружали червероконечные. Поэтому кресты, которые сейчас у нас зовут католическими, на гравюрах следует воспринимать не как чужие, а как свои, православные. Тем более, что церковь признает обе формы.

Теперь, зная это, можно иначе взглянуть на аллегории с царственным орлом и античными богами, которые встречаются довольно часто. Двуглавый орел и сам — бывший символ православной династии из государства, которое принесло в Россию эту религию. Он увенчан коронами, которые означают власть, посланную царю христианским Богом, в его лапах можно видеть державу с крестом. Древние боги при этом никуда не разбегаются. Они служат символами войны или просвещения. А еще просто тут постоят для красоты. Такой вот не совсем явный визуальный синкретизм.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link