Народ не тот

Народ не тот

Обычно фраза из нашего сегодняшнего заголовка используется в сердцах. Когда произносящий ее хочет подчеркнуть, что его оппонент несправедливо обвиняет в чем-нибудь массы. Это случается часто, во всяком случае, в нашей стране. В качестве заклинания, останавливающего поток оскорблений или глупости действительно удобно сказать: «Да-да, народ опять не тот, мы это слышали сто раз, скажи что-нибудь более конструктивное». 

Тем не менее. Народ теперь и правда не тот. Буквально. Без негатива к самому народу. Без приписывания ему вины в этом. Русский народ изменился так же, как изменились все остальные развитые народы, и на это, как кажется автору рубрики, обращают недостаточно внимания. Пара довольно значительных фактов ускользает от нашего внимания. В результате мы (опять) некорректно оцениваем реальность. Точнее, прикладное искусство, то есть графический дизайн, архитектура, одежда и все прочее, чем мы обязательно пользуемся каждый день.

В этой статье предпринята попытка дать по возможности объективный анализ проблемы. Поскольку она не может иметь размера научного труда или книги, то автор просит относиться ко всему сказанному с учетом того, что ему пришлось писать кратко.

В чем же суть проблемы и почему вообще существует какая-то проблема? Если совсем кратко, то народ больше не помощник дизайнеру, художнику, архитектору и скульптору. Это, наверное, одно из самых драматических изменений, которые связаны с национальным романтизмом и той эпохой, которую мы все так любим. Время трех царей: Александра II, Александра III и Николая II — это время зарождения и развития национального духа в русском искусстве. А также время его поражения и ухода на третий план. 

Сейчас мы наблюдаем возвращение. Оно идет медленно, но отрицать его уже невозможно. И тут кроется ловушка, в которую очень легко попасть, потратить время и получить нулевой результат. Потому что возрождение — это, конечно же, по определению обращение к прошлому. Мы смотрим на архитекторов, каллиграфов и иллюстраторовов эпохи модерна и видим, что они за национальным идут к народу. Народ писал иконы, строил избы с прекрасной резьбой, вышивал на одежде, ткал, стегал, изготовлял игрушки, даже писал рукописи и переплетал книги высокого качества, которые выглядели почти как книги, которыми пользовались в Средневековье. Попав в русскую деревню и монастырь XIX века, вы могли прикоснуться не только к простому искусству, но и к тому, что достойно места в императорском дворце или в храме в центре столицы самого большого государства в мире. Иконопись и церковная архитектура, происходящие не откуда-нибудь, а из самой настоящей Римской империи, сохранялись благодаря самым простым мужикам. Это интересный феномен сам по себе, но сейчас у нас нет времени его рассматривать. Просто зафиксируем эту данность. Народ хранил и воспроизводил, во-первых, традиционные и красивые вещи вообще. И, что еще важно, вещи, выше которых у нас просто ничего не существует, если говорить о старине, традициях и корнях. 

К народу обращались не только патриотичные русские «славянофилы», что бы это слово ни значило. Народное искусство было удобным источником материала для кого угодно. Даже Малевич, который сейчас имеет имидж модерниста-наплевателя на все традиционное, довольно времени провел за дизайном тканей, вдохновленных (в его видении разумеется) русскими народными. Да и сам народ он изображал как на полотнах, так и на плакатах. 

И еще тогда делали примерно то же, что делают сейчас. Хочет мебельщик обратится к корням — он не копирует народную мебель. Он берет и делает нечто современное, что одновременно и следует трендам, и несет в себе традиции. Кажется, сейчас это называют «переосмыслением», «деконструкцией», «постмодерном» и другими словами, которые сами по себе ничего особенно не значат. 

Разница между дизайнером 1903 года и 2023 разве что в том, что раньше было за кем подглядывать. Ну наконец-то мы добрались до сути статьи. Пожалуй, не нужно объяснять, что все наши традиционные ремесла больше не являются массово-народными. Народ живет в домах, которые построены либо строительной компанией, либо из промышленных материалов. Никаких наличников, причелин, никакого резного кирпича. Одежда и утварь из магазина. Магазин, вероятнее всего, воспроизводит что-нибудь глобальное, придуманное голландцем или американцем не раньше двадцатых годов прошлого века. Заказать икону, конечно, можно, но у вас уже не будет разнообразия школ столетней давности. А то и обманут, выдав копию любой старинной работы за невьянскую икону (many such cases).

Кроме того, что народ почти утратил все вышеперечисленные умения, он еще и не живет в окружении традиционных предметов искусства. В наших домах по понятным причинам встретить их можно очень редко. Народную одежду никто не надевает даже по праздникам. Никто не вырастает в окружении нижегородской резьбы, купеческих краснокирпичных особняков или барских домов с белыми колоннами, на худой конец. Это накладывает отпечаток на вкус. И, что еще важнее для нашего разговора, увеличивает расстояние между народом и его прошлым. Поскольку человек уже не находится в окружении той старой эстетики, она ему уже неродная. Само собой, в школе объяснят, что это наше национальное и все такое, но знания, полученные на уроке, и личные переживания — это совершенно разные вещи. Они порождают разное отношение к предмету. Традиционное больше не является обыденным. Его используют как декорации для туризма. В том числе внутреннего. Чтобы познакомить русских с тем, что некогда было.

Тут мы переходим к тому, кто кого будет знакомить с русскими штуками. Если раньше вам надо было подсматривать у народа, чтобы творить не на пустом месте, а в каких-то традиционных рамках, то сегодня этой возможности уже нет. Более того, все теперь совсем наоборот. Серьезно занимаются поиском вдохновения в русской традиции вовсе не бригады обветренных мужиков из русской провинции. Теперь это удел немного (сильно) другой части общества. Дизайнеры, архитекторы — в общем, люди если и вышедшие из народа, то именно вышедшие, то есть покинувшие его. Они обсуждают друг с другом, как можно использовать традиции, в то время как народ обшивает свои дома китайским пластиком и огораживается профнастилом. Они обсуждают, как избавиться от пластиковой вагонки и профнастила, и вряд ли народ их в этом горячо поддержит. Надо сказать, у него на это есть и вполне весомые причины. 

Так или иначе, в наше время передача памяти о старых традициях уже идет не снизу вверх, а сверху вниз. Раньше художники учились у народа, а теперь они должны учить народ, если хотят, чтобы традиции продолжались. Архитекторы, дизайнеры и урбанисты (те, которые вменяемы) делают именно это. Их цель — создавать окружение и перевоспитывать массы. Делать так, чтобы больше и больше наших сограждан привыкало к красивому и уютному и при этом чтобы можно было сказать: «это мы делаем, как делали 500 лет назад, вот наши истоки». 

Народ больше не тот, но в изменениях, произошедших с ним, винить его ни в коем случае нельзя. Автор предостерегает от этого всех читателей. Это обстоятельства. Одни технического характера, связанные с модернизацией. Другие — политического, их причина — это слишком быстрый распад традиционного общества в нашей стране, связанный с насилием и прекращением семейных традиций. Просто не надо обманываться. И надо понимать, насколько сложную и серьезную задачу перед собой ставят те, кто хочет что-то продолжать и возрождать. В этом деле у нас больше нет опоры в виде глубинного народа и чудесного левши. Сегодня чтобы припасть к корням, надо идти скорее к миллениалу с татуировками и порриджу с цветными волосами. Теперь соль земли — это мы. No pun intended.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link