Конный и пеший урбанизм

Проблемы с транспортом у человека начались с появлением самого транспорта, но город много веков оставался относительно беспроблемным местом. Когда города стали немного напоминать современные, дороги расширились, появились площади и толпы на них, а толпы – это беспорядок, травмы и невозможность нормально доехать до службы.

Казалось бы, современная русская мысль об устройстве парковок начинается с нытья блогера, но реальные дела берут начало еще в 1589 году — с того, что указом Федора Михайловича в Москве была установлена ширина дорожной колеи — 3,2 метра. Улицы были узкими, и эта мера ограничила ширину телег, чтобы грузы не загораживали все пространство, оставляя место прохожим и не задевая построек. Следующей доиндустриальной вехой было решение царя Алексея Михайловича — когда в Кремле не остается мест для экипажей, он оставляет право въезда только чинам выше сотника, положив таким образом начало борьбе москвичей за право протиснуться между колясками, конями и их шумными владельцами.

Вскоре большие города покрываются мостовыми, появляется Петербург, буквально созданный для комфортной езды — какой же русский не любит комфортной езды на максимальной скорости? Лихачество стало большой проблемой, и вместе с его последствиями росла степень наказания. Начали с того, что при Софье запретили проезд по городу лошадей без узды и саней без возницы, а уже в 1719 году по столичным улицам разъехались первые дорожные патрули. Скорость ограничили шестнадцатью километрами в час — урбанисты были бы в полнейшем восторге.

По мере индустриализации и роста городов, меры борьбы с нарушениями не были особо изобретательны. Еще задолго до каменных дорог и быстрых пролеток самые мягкие наказания ограничивались штрафом, самые жесткие — ссылкой или в особом случае даже смертной казнью. Законы постоянно корректировались и не всегда были такими суровыми, но поскольку исполнять их было труднее, чем сейчас — без армии, полиции, камер и нейросетей — то старались действовать страхом перед суровыми взысканиями.

Московские извозчики на Охотном ряду

Не все проблемы конного транспорта в старинном городе сейчас очевидны. Кроме банальных столкновений друг с другом и наездов на пешеходов, экипажи становились причиной пожаров. Ночью ездили с зажженными факелами и масляными лампами, разбрасывая вокруг куски горящей ветоши и разбрызгивая масло. Совершенно запретить свет в темное время было нельзя, например зимой, — но по крайней мере по ночам зажигать факелы запретили. Это произошло в самом конце XVIII века.

В 1890-е появились первые автомобили, началась эпоха совсем других скоростей и совершенно новой городской политики.