Карикатурные итоги века

Карикатурные итоги века

Журнал «Развлечение» мог бы стать традиционным легким чтивом, одним из изданий, которые имеют долгую историю и уважение. Увы, его существование прервала… а, нет, не революция. Но сегодня мы взглянем не на историю журнала, а на один юбилейный выпуск 1898 года. Над чем смеялись в XIX веке, и насколько это перекликается с сегодняшними модами и медиастратегиями.

Журнал выходил с 1859 года. В обычных номерах «Развлечения» размещали много карикатур, фотографий, иллюстраций и прочего визуального контента, включая рекламу. Только не в юбилейном выпуске. У массовых журналов была такая традиция. Регулярно: картинки, новости, слухи, короткие истории и рассказы, снова картинки. По особым случаям: лонгриды, украшенные редкими качественными иллюстрациями. Похоже, не так много изменилось с того времени.

Рубеж веков — это расцвет Прекрасной эпохи. Взятый нами выпуск неплохо отражает его визуально. Редакторы «Развлечения» отобрали несколько серьезных иллюстраций и пару карикатур, которые, видимо, сочли достаточно остроумными и качественными для такого важного случая. Мы быстренько пробежимся по ним.

Список открывает заурядный рисунок, неотличимый от тысяч подобных. Девушка с лирой, изображающая музу.

Нарисовано довольно неряшливо, учитывая, что автор хороший художник. Сюжет выглядит как формальность и дань обязательному. Вставили — произнесли без чувств приветственную речь. Ничего примечательного, идем дальше.

Как мы уже миллион раз повторяли, то время отмечено появлением новых технологий в быту. Паровые машины делали то, что ранее было недоступно. В частности, стали более массовыми современные металлические велосипеды, которые незадолго до этого были роскошью. Кроме того, на них наконец разрешили кататься в черте города: раньше существовало убеждение, что лошади боятся велосипедов, и, вероятно, это тормозило их распространение. В любом случае велосипед был модной современной штучкой. Примерно как сейчас электросамокаты. Даже претензии похожие (отчасти вполне обоснованные и тогда и сейчас). Все равно всем нравилось кататься, и городские жители активно раскупали велики.

Поскольку крестьянин, как правило, имел свои собственные тренды, весьма специфически выглядящие в глазах горожан, картина с покосом на велосипедах смотрится иронично. Но прежде всего это ирония над самими городскими жителями.

В анализе второй картинки автор Иллюстры не уверен. Это его собственная интерпретация, которая является лишь предположением. На рисунке изображен школьник, который пишет что-то на грифельной доске. Он одет в красный шейный платок.

Конечно, подпись «Тоже писатель» может означать лишь умиление ребенком, который познает грамоту. В еще недостаточно грамотной России это было важно и должно было вызывать теплые чувства.

Либо красный платок отсылает нас к символам социалистов, а ребенок — метафора левого публициста, который «смотрите, дурачок». Учитывая политику «Развлечения» в отношении государства, такая интерпретация выглядит очень вероятной. Журнал печатал нейтральные статьи, но во время войн неизменно оставался лоялен. В нулевые и десятые от него доставалось различным оппозиционерам и антигосударственным активистам, в том числе «пораженцам» Русско-японской войны. Шутка про социалиста была бы изящной, и мы надеемся, что перед нашими глазами именно она.

За вероятной политической карикатурой следует черный юмор. Здесь нечего объяснять, все очевидно. Отметим только то, что нарисовано исключительно хорошо — в еженедельниках так делали редко.

И раз мы в эпохе модерна, то и в эпохе национальной гордости. Далее следуют иллюстрация к старине (тогда слово «былина» еще не ввели в оборот): казаки и княжеский пир. Все это изображено с хорошим вкусом, без излишней вычурности, свойственной многим неорусским картинам о Средневековье. Приятная эстетика.

Ах да, между патриотическими зарисовками из прошлого вставлена современная шутка. Завершает выпуск качественный, простите за такое выражение, консерватизм. Вы, наверное, никогда не задумывались, как публика принимала абстрактное искусство, когда оно еще не стало такой же «скучной классикой», как другие, более старые направления. Конечно, к нему относились точно так же, как сейчас: с интересом, восхищением, возмущением, непониманием, со смехом. Отдадим должное «Развлечению»: карикатурист придумал не примитивную шутку про то, что художник не может рисовать, а постарался. Его работу можно трижды повернуть на девяносто градусов и в каждом положении разглядеть новый сюжет. Считывать подтекст карикатуры мы оставим вам.

Задонать своей кибердиаспоре
И получи +14 баллов социального рейтинга!
Image link